Ненавижу барабанщиков и звукачей (вместо предисловия).
Ведь как бывает: пишем как получится, а потом “сводим” - мучаемся. Поскольку в студиях оплата почасовая, хочется быстро всё записать с одного дубля и больше не вспоминать про барабаны. Но это в идеале. Неопытный барабанщик? Плохо знает свою партию? Волнуется? Готовьтесь к проблемам при монтаже. Неправильно расставлены микрофоны? Ударная установка в плохом состоянии? Придётся повозиться при сведении. К сожалению, плохое звукоизвлечение и/или плохая подзвучка - это реальность. И, если на запись уходит 1-2 часа, а на монтаж 1-2 дня - это обычное дело
Цель статьи не навязать какой то особый стиль работы со звуком барабанов, а на конкретном примере попытаться сделать конфету из говн …гм… посредственного материала. Или, немного забегая вперёд: сделать из этого mix1 (456Кб) - это mix5 (456Кб)
На самом деле, монтаж - это не так сложно технически как, скажем, сведение. Образно говоря, если сведение можно прировнять к творчеству, то монтаж - рутина.
Маленькое лирическое отступление: Барабаны - это сердце музыки, её пульс. В современной рок музыке, барабаны это двигатель. Эдакий “пламенный мотор”, который совместно с басом и гитарами создаёт ритмический кач. Убойный звук. Супермощь. К этому и будем стремиться. Are You Ready?
mix1 (456Кб)
Нет нет, здесь нет ни первого, ни второго, ни третьего - это исходник. Отрезок Партии Барабанов из Середины Песни. Это именно то, что мы записали в студии (мультитрек вы можете скачать по ссылке внизу страницы).
Что не так с исходным материалом?
1. Бочка. Гудит, много проникновений от остальных инструментов установки - вероятно, неправильно расположен микрофон. Кроме того, есть лёгкие удары невпопад (самые заметные на 02:10 и 07:11). Некоторые удары плохо прослушиваются, кое где “криво” ритмически.
2. Рабочий барабан. Во второй части, когда идёт самый “разгон”, удары наоборот - становятся слабее.
3. Альт и том. Оооочень тихо звучат. Микрофон тома хорошо ловит звук всей установки, самого тома почти неслышно.
И это только то, что в большей или меньшей степени можно отнести к монтажу. Про сведение - чуть позже.
Перво наперво, собираем в единую партию удачные дубли. Или отрезки удачных дублей - если барабанщик плох. Или даже удачные звуки - если совсем плох Как это делать описывать нет смысла, так как это элементарные функции копирования/вставки/перемещения.
Важно: не забывайте, что ударная установка - это единое целое, один инструмент. В Оверхэде звучат все инструменты установки, поэтому, если вы перемещаете (например) Рабочий барабан влево, не забудьте захватить и его отголосок в оверхэде. Иначе, мы услышим звук изолированного рабочего, а через некоторое время - звук самой комнаты. Что бы не перемещалось из инструментов - всё до единого звука должно реалистично прозвучиваться в оверхэде!
Как я это исправил:
Бочка. Проще простого - выбрал самый “рафинированый” удар бочки, с минимумом проникновений - призвуков тарелок и хэта, и заменил им все удары, кое где поправив ритмически (бочку в оверхэде почти не слышно, поэтому я смело двигал только её). Такой подход позволяет избавиться от лишней динамики, теперь бочка хорошо прослушивается в любой части композиции, кроме того, она отлично уживается с гейтом, с помощью которого я уберу гул при сведении.
Рабочий. Делаю то же самое, что и с бочкой, но чуть по другому. Если звук бочки мне нравится (терпимо), то рабочий - совсем никудышный. Его я заменил “сторонними” сэмплами. И теперь, это два сэмпла - один с максимальной громкостью, плюс один со средним уровнем. Это даёт больше реализма и позволяет избавиться от синтетического звука, вроде “пулемёта” при быстром повторе двух ударов. В миксе с оверхэдом, партия рабочего звучит “как настоящая” - ведь в нём я ничего не менял, в оверхэде отзвук каждого удара уникален. Хотите ещё больше реализма? Можно поковыряться и заменить барабан четырьмя сэмплами и более, сделать больше динамических уровней, особенно если в ударных партиях есть такие приёмы как: руф, флэм, дроби и всевозможные мелизмы… Возможно, ктото скажет: “Так делать нельзя, партия должна быть живой”… А почему бы и нет? Хорошо всё то, что хорошо звучит Возможно это не подойдёт для джаза, но отличный вариант для рок музыки.
Неплохие результаты получаются при использовании звуков из готовых библиотек wav сэмплов или же, можно устроить драммеру сессию сэмплирования перед записью, а потом использовать лучшие звуки. Это намного лучше, чем вырезать сэмплы из уже готовой партии: будут использоваться сэмплы без призвуков остальных инструментов ударной установки, что положительно скажется на дальнейшей динамической обработке.
Томы. Я просто удалил всё ненужное, оставив только звуки самих томов. Остальное - при сведении.
Слушаем результат: mix2
Файлы в аттаче: Мультитрек до монтажа (5,2Мб), Мультитрек после монтажа (4,2 Мб) и архив с использоваными сэмплами (100Кб).
Метки: барабаны, гитара, запись, звуки, микрофон, микс, монтаж, сведение, сэмплы, ударная установка
Эта запись была опубликована 24.04.2008 в 9:09. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
3 июля, 2008 в 23:45
Бодро… А если для замены бочки и рабочего использовать програмку для преобразования wave в МИДИ, то будет быстрее…
А еще лучше писать триггеры и сразу в мидях получать все…
Интересно кому-нибудб, как звучит партия барабанов, в которой все, кроме железа, семплированное? )) могу предоставить файлик…
Или заходите сюда http://vkontakte.ru/club751845 послушайте как это в общей конве…
Кстати Сплэш тоже не живой
А вообще вся альтернатива и рок так пишутся… Ну или почти вся
4 июля, 2008 в 9:18
В этом примере я Drumagog использовал. Вручную заменять сэмплы даже на таком коротком фрагменте - это была бы ОЧЕНЬ кропотливая работа
На счёт самой идеи замены сэмплами - да, но я склоняюсь к тому, что вообще вся Ну, кроме джаза.
30 сентября, 2008 в 16:19
Иначе, мы услишим звук - эм…чтоит в слов услишим заменить и на ы)))
А как быть с оверхедами если совсем нет живых барабанов? Можно ли использовать скажем дублирующий трек с эффектом рум с поправкой на расстановкой барабанов относительно оврхедов.???
30 сентября, 2008 в 18:02
спасиб, поправил ))
по поводу оверов - да, тоже вариант. но достаточно просто ревера на рабочем и томах.
3 октября, 2008 в 20:17
Мда надо попробовать, сравнить и выложить) благо есть с чем работать)
26 октября, 2008 в 14:41
А с какой программой работали, если не секрет??
26 октября, 2008 в 15:50
Всё в Cakewalk Sonar 7. Для замены звуков сэмплами - использовал Drumagog. Если вопрос был мне и я верно уловил его суть
26 октября, 2008 в 15:53
Да, вам. Спасибо =)
26 октября, 2008 в 16:09
Admin_Max, а есть ли какой-нибудь свободный аналог Drumagog ???
27 октября, 2008 в 0:54
Василий, у Дэса на сайте есть небольшой обзор бесплатных драм риплейсеров: http://www.hometracked.com/2006/04/29/free-drum-replacers/ Там же и ссылки для скачивания.
22 декабря, 2008 в 0:00
Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=10.0