Автор: Maxim Kokarev | 03.10.2008 | 4:16 | В рубриках: iZotope Ozone

Если вы владелец домашней проектной студии, то вам не обойтись без качественного мастеринга своих треков. Есть смысл рассмотреть мастеринг на примере программы iZotope Ozone 3 - успевшей уже стать культовой в кругах музыкантов и звукоинженеров, благодаря сочетанию относительной простоты и способности максимально приближать качество звучания ваших треков к коммерческим записям, сделанным на профессиональных студиях. По своей сути, iZotope Ozone - это VST/DX плагин, обрабатывающий звук с точностью 64-бит, что позволяет ему максимально приблизить звучание к характеру аналогового оборудования.

Естественно, мастеринг - это конечное звено обработки звука, идущее после записи и сведения, закончив которые вы прослушиваете свой трек и, скорее всего, остаетесь не удовлетворены полученным звучанием. Рассмотрим наиболее частые проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

- ваш трек звучит глухо и «блекло», словно из-под воды;

- у баса отсутствует «плотность» и «сила», так присущая коммерческим записям;

- недостаточный общий уровень громкости;

- инструменты в общем миксе звучат «разобрано», нет ощущения целостности и, в то же время, ширины микса.

Большинство начинающих, пытаются решить эти проблемы такими способами, как повышение уровня громкости в области низких и высоких частот с помощью эквалайзера, общим поднятием уровня громкости и применение компрессии практически наугад, добавлением реверберации на отдельных дорожках или мастер шине… Что ж, возможно, эти меры и могут несколько улучшить общее звучание трека, но разница с профессиональным миксом будет по-прежнему огромна. С помощью рассматриваемого плагина вы сможете существенно повысить качество микса, хотя, наивно было бы полагать, что iZotope Ozone - это некая «чудодейственная таблетка» разом способная вывести ваши треки на первые места в чартах, но однозначно - Ozone способен подчеркнуть ваши творческие способности, раскрывая все особенности звучания микса.

Izotope ozone 3

Итак, прейдем к основной части - непосредственно работе с плагином iZotope Ozone 3. Приведем порядок включенных в эту мастеринговую систему модулей так, как рекомендовано разработчиками:

1. Параграфический эквалайзер;

2. Модуль реверберации;

3. Модуль динамической обработки (многополосный компрессор);

4. Многополосный модуль гармонических возбуждений (эксайтер);

5. Многополосный модуль расширения стереобазы;

6. Максимизатор уровня громкости (лимитер).

Формально, если вы по каким-либо причинам посчитаете необходимым изменить приведенный порядок расположения модулей - вы можете это сделать, за исключением лимитера. Он должен стоять ТОЛЬКО последним в общей цепи обработки сигнала.

1. Параграфический эквалайзер

Эквалайзер Ozone

Стандартный 8-полосный эквалайзер, принцип работы которого, я думаю, понятен всем. По большому счету, если трек предварительно был грамотно смикширован - этот модуль может вам и не понадобиться. Но если все же будет необходимость, есть смысл попробовать следующее:

- «бубнящие» низкие частоты: имеет смысл подрезать частоты в районе 80-200 Гц. Добавление частот в этом диапазоне даст больше «силы» на низких частотах;

- звук грязный, «бочковатый»: уменьшайте в диапазоне, примерно, 200-400 Гц. Добавление в этом диапазоне, может придать звуку больше «полноты»;

- звук, «гнусавый»: стоит уменьшить уровень в диапазоне 800-2000 Гц. Добавление в некоторых случаях позволяет увеличить атаку звука;

- звук резкий: подрезайте диапазон 2 - 5 кГц, либо если присутствуют пики, явно вызывающие клиппинг - ориентируйтесь по визуальным показателям интерфейса. Добавление в этом частотном диапазоне придаст звуку ясности, как бы приближая к слушателю (эффект присутствия);

- звук «резкий»: подрежьте частоты в районе 5 - 8 кГц. Добавление придаёт звучанию больше «чистоты» и «яркости»;

- высокочастотный диапазон (8 - 16 кГц и выше), отвечает за «кристальную чистоту» и «прозрачность» звука. Избыток - «песок» и высокочастотный шум. Стоит, пожалуй, напомнить, что рекомендуется использовать узкие полосы фильтрации, с коэффициентом Q менее 1.0, если вы вырезаете частоты, и более широкие полосы для подъема частот. Не стоит уменьшать уровень сигнала слишком сильно, вполне достаточно будет опустить его на 2- 3 dB, если же вы используете подрезание или подъём на 5-6 dB и выше - вероятно у вас проблемы в микшировании и есть смысл к нему и вернуться, прежде чем браться за мастеринг.

Эквализация низких частот. Обычно рекомендуется полностью вырезать диапазон до 10-30 Гц, чтобы избежать специфического инфранизкочастотного шума и тем самым дать больше «пространства» для появления т.н. «мяса» в низах. Если вы хотите добавить остроту в низах - есть смысл поднять на 1- 3 dB диапазон в районе 80-100 Гц, или если вы пишете что-то в духе хип-хопа или R’n'B будет смысл немного поднять низы в районе 50-70 Гц. Главное - не переусердствовать, ведь за качество низких частот отвечает в основном компрессорный модуль. Работая с эквалайзером в высокочастотном диапазоне, возможно, будет иметь смысл несколько подрезать область от 6000 до 8000 или даже 10000Гц с широкой полосой. Это, естественно, не аксиома - вам следует отталкиваться от вашего конкретного трека и полагаться на ваши уши.

2. Реверберация

Реверберация в Izotop Ozone

Этот модуль моделирует отражение звука от стен предполагаемого помещения, в котором происходил процесс записи, создавая эффекты вроде эха. Естественно, это не будет точной копией, скажем, записи в кафедральном соборе, но может создать достаточно притягательную атмосферу и добавить объем вашему треку. Как правило, реверберации используются на отдельных дорожках в общем звучании трека, но если вы посчитаете необходимым - можете добавить этот модуль и к конечному миксу - для придания плотности. Итак, что имеет смысл сделать с модулем ревербераций в iZotope Ozone?

Для начала определить диапазон фильтрации сигнала ревера. Это вы должны будете сделать, полагаясь на свой слух. Думаю, будет корректно обозначить границу низких частот в районе 80-120 Гц, а границу высоких частот от 2000 до 5000 Гц.

Далее следует увеличить количество реверберации в вашем общем миксе - с помощью регулятора WET. Это может быть любое значение, в зависимости от типа музыки и желаемого результата. Некоторые экспериментальные проекты использовали такое насыщение вплоть до 100%-го уровня, если же вы хотите получить более стандартный звук, то имеет смысл остановиться на уровне WET не более 10-20%.

Размер комнаты. Если вы используете небольшое количество реверберации (со значениями WET не более 10-12%) попробуйте подобрать значения Room Size в районе 0.4-0.5,если вы используете большие значения WET-стоит установить размер комнаты, не превышающий 0.3, хотя это довольно рискованный шаг, способный «убить» ваш трек.

Ширина комнаты. Вероятно, стоит поискать оптимальные значения Room Width между 1.0 и 2.0.Если у вас возникнуть желание еще больше увеличить это значение - попробуйте одновременно уменьшить Room Size.

Затухание частот. Это значение в iZotope Ozone 3 соответствует опции Damping и наиболее оптимальные его уровни лежат между 0.4 и 0.8. И, пожалуй, главное правило работы с модулем реверберации - не переусердствуйте;

3. Многополосный компрессор

Многополосная компрессия

Несомненно, огромный плюс для iZotope Ozone - это наличие многополосного модуля, включающего в себя компрессор/лимитер/экспандер. Ведь маловероятно, что при использовании стандартного компрессора вы сможете подобрать значения, одинаково справедливые для разных диапазонов звучания вашего трека. Итак, для начала необходимо задать границы для каждого из диапазонов. По умолчанию, в iZotope Ozone они выставлены на уровнях:

1. 0-120 Гц;

2. 120-2000 Гц;

3. 2000-10000 Гц;

4. 10000-20000 Гц.

Но, ориентируясь на свой конкретный трек, вы можете их изменять. Это можно сделать, перемещая мышью границы соответствующих диапазонов. Надо сказать, что работа с компрессором является самой сложной работой при мастеринге, но и польза от грамотного инженеринга с помощью этой обработки огромна. При использовании многополосного компрессора в iZotope Ozone 3 вам необходимо будет кроме слухового восприятия опираться и на визуальный контроль.

Непосредственно компрессия начинается при прохождении сигнала через порог компрессии (Threshold), т.е. если вы установите этот порог на уровне -30 dB компрессия начнется при сигнале выше этого значения. Отношение компрессии (Ratio) - это степень сжатия сигнала, пробившего порог. Вкратце это можно описать так: при пороге компрессии -30 dB и отношении 4:1 входной сигнал на уровне -14 dB (т.е. пробивший порог на 16 dB) на выходе превысит всего лишь на 4 dB. При нулевой атаке (параметр Attack = 0ms), вы не просто можете сделать ваш трек громче, но вы сделаете это без перегрузки за счет сглаживания пиков, происходящее при компрессировании сигнала.

Attack/Release. Если хотите, чтобы звук стал более мягким - стоит уменьшить время атаки, если хотите добавить немного динамики - увеличивайте. Время Release следует устанавливать осторожно: маленькое время может стать причиной некоторых искажений. Основные советы:

- установите отношение (Ratio) компрессии для НЧ полосы от 3.0 и выше;

- для средних частот наоборот - нежелательно использовать эти значения выше 2.5-3.0;

- усиливайте компрессированный сигнал с помощью регулятора Gain, вполне возможно, что для вашего трека подойдут большие значения Gain для низких частот и меньшие - для высоких (помните: порог компрессии стоит установить выше для низкочастотных полос и ниже - для высокочастотных).

Лимитер/Экспандер. Лимитер служит для дополнительной блокировки пиков сигнала на выходе и использует в своей работе значение атаки 0 миллисекунд и отношение компрессии не менее 5.0. Экспандер служит для подавления (в зависимости от вашего собственного видения вашего трека) сигнала ниже значения порога компрессии. Если вы хотите увеличить уровень слабого сигнала (допустим, установив для выбранного диапазона порог экспандера в районе -45 dB) вам следует использовать значения Ratio Exp. ниже, чем 1.0. Напротив, если вы хотите заглушить подобный сигнал - задайте значение Ratio Exp. намного больше 1.0. Конечно, если вы новичок, не надейтесь научиться работе с этим модулем за короткое время, но если вы настойчивы и способны - то с приходом необходимого опыта овладение многополосным модулем компрессор/лимитер/экспандер принесёт вам большие дивиденды.

4. Модуль гармонических возбуждений (exiter)

Эксайтер

Если коротко, то этот модуль добавляет искажения, для насыщения частот дополнительными гармониками. Эксайтер способен оживить ваш трек и придать ему новые яркие или теплые оттенки. Работать с этим модулем очень просто и это, в свою очередь, может послужить причиной чрезмерного злоупотребления созданием гармонических возбуждений. Будьте осторожны! Работа опять же идет в 4-х диапазонах с задаваемыми вами границами. Основные правила для работы:

- высокие частоты способны выдержать большее значение сатураций (т.е. если вы используете для НЧ полос значения около 0.1-1.0, то для ВЧ диапазона попробуйте 2.5-3.0);

- определяйте степень насыщения самостоятельно, постепенно повышая уровень Amount до возникновения резких звуков. Затем понижайте пока не найдете оптимальный баланс;

- сам по себе, регулятор Amount отвечает за уровень гармонических возбуждений, регулятор Mix отвечает за их количество и, как правило, его следует оставить на значении 100;

- и, традиционный совет - не переусердствуйте.

5. Многополосный модуль расширения стереобазы

Расширение стереобазы

Думаю, принцип работы и суть этого модуля понятны - это ширина и задержка сигнала между правым и левым каналами. Основные советы:

- не используйте наушники для работы с расширением стереобазы. Здесь стоит рассчитывать исключительно на контрольные мониторы;

- не стоит использовать стереорасширение для диапазона ниже 200 Гц (вообще, желательно использовать минимальные значения вплоть до 2000-3000 Гц);

- для высокочастотных полос можете использовать высокие значения;

- подбирайте значения многополосной задержки, ориентируясь исключительно на ваше собственное видение обрабатываемого трека - здесь не может быть четких правил.

6. Максимизатор уровня громкости (мастеринговый лимитер)

Максимайзер в Озоне

И наконец, заключительный этап мастеринга при помощи iZotope Ozone 3 - конечное повышение общего уровня громкости вашего трека. Благодаря 64-битной обработке сигнала этот модуль способен не только повышать общую громкость, но и придавать треку глубину и объемность. Особенность алгоритма максимизатора в Ozone 3 состоит в способности ограничения пиков без их искажения, за счет чего и достигается требуемая глубина звучания. Использование максимизатора:

- поставьте оптимальный порог ограничения сигнала (при этом следите за показателями в соответствующем окне). В зависимости от вашего трека это могут быть значения от 1.0 до 7-8 dB;

- Margin соответствует общему уровню трека на выходе (оно может быть от -0.3 до -2 dB, но могут быть и редкие исключения);

- помните, что применяя опцию Brickwall, уровень сигнала никогда не превысит значение, установленное для Margin;

- кроме непосредственно максимизатора, в этот модуль входит и Dithering-инструмент, способный несколько помочь вам, если вы планируете последующую запись трека на компакт-диск. Он предназначен для предотвращения ошибок при переходе, скажем, из трека записанного в wav, c разрядностью в 24 или 32 бита, в стандартные для cda формата 16 бит.

Итак, мы рассмотрели основные этапы, необходимые при работе с iZotope Ozone 3, которые могут помочь вам понять не только принципы действия именно этого плагина, но и разобраться в таком сложном явлении, как мастеринг вообще. Ведь по сути, Ozone включает в себя все основные модули, применяемые в звукоинженеринге, сконцентрированные в одной-единственной программе. И если впоследствии, кто-либо из вас перейдет на работу с другими интерфейсами, то после работы с Ozone освоить их будет на порядок проще.

Следует помнить, что единого рецепта, способного заставить звучать ваш уникальный трек ярко и динамично не существует, потому как маловероятно использование одних и тех же значений при обработке сигнала для написания треков в таких разных направлениях как, скажем, rock, hip-hop или jazz, но с опытом вы придете к пониманию сути процессов, происходящих во время сведения и мастеринга и пониманию природы звука вообще. И последний совет - практикуйтесь и не бойтесь экспериментировать. Все в ваших руках.

Метки: , , ,

Эта запись была опубликована 03.10.2008 в 16:28. В рубриках: iZotope Ozone. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

12345 средняя оценка: 4.33

12 комментариев к “Основы мастеринга в iZotope Ozone 3”

  1. talion_master Пишет:

    Извинет за офтоп, но может всетаки привентить к сайту форум???? и сделать как АГ.РУ. Там есть раздел форума где обсуждают статьи (часть статьи и ссылка, делается сразу после публикации статьи, а ниже люди обсуждают статьи) и допустим “Какие темы вы хотите видеть?”, Может даже раздел “Помогите” где более опытные смогут помогать менее опытным в плане есть исходник, и кто-то помогает сделать из него сведение, потом рассказывает какие конкретно в этом примере были сделаны настройки что конкретно использовали, поскольку одному человеку тянуть очень сложно. А так будет живой обмен опытом.
    Ну и конечно сделать отдельный раздел, где все желающие смогут выложить ссылки на свои миксы и собирать оценки и предложения.
    А потом по тихому будут создаваться еще разделы. Просто по средствам комментам к статьям не удобно отслеживать ответы - на форуме это будет удобнее.

  2. piod Пишет:

    Давно искал подобную статью, проблемы один в один описаны.

  3. Admin_Max Пишет:

    talion_master, идея хорошая. обдумываю варианты реализации. пока ничего не обещаю - время покажет.

  4. talion_master Пишет:

    ну можно взять готовый например PHPBB - его ставить дело 3-х минут, главное чтобы на сервере была поддержка php и MySQL.
    Или можно другой бесплатный форум использовать.
    В правах для обсуждения материала поставить блок на создание новых тем всем кроме админа))

  5. Vos Пишет:

    К этой статье бы пример мастеринга по типу как показан пример сведения. Было бы здорово.

  6. Nixon Пишет:

    Vos
    поддерживаю!

  7. S to the A Пишет:

    Да, действительно было бы здорово..

  8. Admin_Max Пишет:

    Вряд ли будут примеры. Мастеринг не практикую, руководствуясь правилом “хорошо сведённая композиция в последующем мастеринге не нуждается”.

  9. Ddok Пишет:

    прекрасная мысль! :)

  10. PutNik Пишет:

    Спасибо.

  11. marry Пишет:

    а я хочу практиковать…не хватает опыта…даешь мастеринг!

  12. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=22.0