Автор: Maxim Kokarev | 18.05.2009 | 12:12 | В рубриках: Статьи

Вокал звучит отлично, барабаны реально качают и гитары просто превосходные, но собираем все это вместе и, что мы получаем? Неразбериха! Звучит знакомо? Пока вы не набрались достаточного опыта в сведении музыки, процесс может разочаровывать. Вероятно, существует столько же правильных способов свести микс, сколько успешных звукоинженеров и продюсеров. Но даже в этом случае, я дам 20 советов, которые мне показались полезными спустя годы, и представил их ниже в форме списка. Это не неизменные правила, просто основные рекомендации, которые могут быть нарушены в любой момент, как вы почувствуете, что можете отойти от них. Удачи!

1. Установите регуляторы микшера в нейтральное положение (эквалайзер в «0», выключите все посылы, кроме направления на левый/правый канал, и так далее) перед началом работы, и опустите фейдеры на всех неиспользуемых каналах. Убедитесь, что все неиспользуемые посылы отключены, и что неиспользуемые каналы микшера «не звучат» и заглушены, так как в дальнейшем это уменьшит уровень фонового шума. Если вы это не сделаете, можете обнаружить эффекты на дорожках, которым не нужна обработка, или нежелательные проникновения в микс из-за того, что кнопка маршрутизации оставлена нажатой. Также, следует иметь лист с дорожками вашей записи, по которому вы можете назвать каналы микшера. Проверенный временем способ сделать это - использовать клейкую ленту и фломастер, таким образом, вы сможете её отклеить, когда работа будет окончена.

2. Оптимизируйте регулировки усиления не только для каналов микшера, но также для всех посылов (send) и возвратов (return) ваших внешних эффектов. Также удостоверьтесь, что уровень сигнала, идущий на запись настолько велик, насколько это возможно без перегрузки на максимумах сигнала. Эти простые действия могут значительно улучшить четкость (прозрачность) микса. Если ваша запись будет редактироваться в цифровом виде, оставьте все затухания (fade out) до стадии редактирования, и не пытайтесь вырезать шум, который предшествует и идет за миксом - вам это понадобится при настройке цифрового денойзера (denoiser), которому необходим голый «образец» шума для калибровки.

3. Организуйте в подгруппы логические секции вашего микса, такие как ударная установка или бэк-вокал, так вы сможете контролировать общий уровень элементов группы одним регулятором или стерео парой регуляторов. Это позволит вам контролировать микс, используя меньше регуляторов, и меньше пальцев! Но имейте в виду, что для каналов, объединенных таким образом в группы, должны быть свои эффекты, отсортированные по таким же группам, в противном случае уровень эффектов не будет меняться при изменении уровня группы.

4. Пометьте настройки регулятора уровня цветным восковым карандашом, где необходимо настроить уровень звука, и, если необходимо, сделайте запись счетчика ленты или места отсчёта времени, на котором будет сделано изменение уровня. Здесь вы можете попросить помощь других музыкантов в студии, если микс становится слишком надоедливым. Если вам повезло, и вы используете автоматизацию при сведении, прослушивайте весь микс, не наблюдая за уровнями, так вы сможете лучше сконцентрироваться на балансе инструментов.

5. Не стоит полагать, что ваш слух никогда вас не обманывает. Дайте ему отдохнуть перед сведением, постоянно обращайтесь к коммерческим записям, играющим через ваши мониторы, таким образом, у вас будет некая форма ориентира, на который стоит ровняться. Это особенно важно, если вы используете энхансеры (enhancers), так как слух может очень быстро привыкнуть к использованию эффекта переусиления гармоник.

6. Не переборщите с эффектами, особенно с реверберацией, так как это может сделать вашу запись нагромождённой лишними звуками и убрать контраст, который необходим, чтобы дать вашему миксу энергию. Как правило, чем «суше» звук, тем более открыто он будет звучать, в то время как звуки с большим количеством реверберации имеют тенденцию уходить на второй план (фон). Если вам нужна сильная реверберация на ведущем вокале, попробуйте добавить предзадержку (pre-delay) к реверберации и настраивать одновременно уровень вокала и реверберации так, чтобы вокал удобно сидел поверх фона.

7. Не панорамируйте низкие звуки, такие как, бас-бочка или басовые инструменты, по сторонам стерео звуковой картины, так как эти мощные звуки должны быть равномерно разделены между двумя стерео динамиками для лучших результатов. Как правило, очень низкие звуки содержат мало или совсем не содержат направленной информации, хотя низкие звуки, которые также содержат множество гармоник, могут звучать более направлено.

8. Отложите на потом эквализацию и настройки эффектов, пока проигрывается весь микс. Когда вы работаете над одним инструментом отдельно, он скорее всего будет звучать иначе, чем когда вы добавите все остальное. Если вы можете избежать использования сильной эквализации, вероятнее всего, результат будет звучать более натурально.

9. Постарайтесь, чтобы как можно меньше инструментов конкурировали в одной части аудио спектра. Среднечастотный диапазон особенно уязвим, так что попробуйте изначально выбрать лучшие звуки. Можно улучшить разделение во время сведения использованием эквалайзера, чтобы отредактировать спектр звука, с которым вы работаете. Попробуйте убрать немного самые низкие частоты и иногда убирать выделяющиеся высокие частоты. Иногда это называют спектральным сведением, где каждому звуку или инструменту дается свое место в аудио спектре. Хороший пример этого: акустическая гитара, которая в рок - миксе кажется намного чище. Фильтры боковой цепи (sidechain) на подавителе шума (noise gate) (установленных в режим поиска сигнала) обычно очень хорошие инструменты для обрезки высоких и низких звуковых пределов без чрезмерного изменения отрезка, который вы хотите оставить.

10. Не переборщите с эквализированными звуками, так как они в большинстве случаев звучат ненатурально, особенно при подъеме частот. Когда вы пытаетесь сделать существенные тональные изменения, хорошие внешние эквалайзеры, как правило, будут звучать лучше, чем ваш канальный эквалайзер на пульте. Если вы можете ограничить вашу эквализацию аккуратным полочным (shelving) вырезанием или подъёмом частот вместо использования сильного вырезания средних, менее вероятно, что вы получите в итоге «носовой» звук, жёсткое или фазированные (phasey) (выделяющиеся) звуки.

11. Если возможно, эквализируйте звук использованием вырезания, а не добавления частот. Слуховая система человека менее чувствительна к вырезанию частот, чем к насыщению. Это особенно верно, если вы используете недорогой эквалайзер или эквалайзер на вашем пульте.

12. Компрессируйте вокал, чтобы он лучше сидел в миксе. Немногие вокалисты могут петь на достаточно ровном уровне, чтобы быть успешно сведенными без компрессии. Мягкие soft-knee компрессоры стремятся быть наименее выделяющимися, но если вы хотите, чтобы компрессия добавила теплоту и волнение вашему звуку, попробуйте opto-compressor или сильную hard-knee модель с более высоким ratio, чем вы обычно используете. Имейте ввиду, что компрессия повышает фоновый шум (на каждый 1 dB снижения усиления, фоновый шум на тихих переходах поднимется на 1 dB), и сильная компрессия может также чрезмерно усилить шипящие звуки голоса.

13. Время от времени проверяйте баланс, слушая запись из-за двери студии/спальни. Это выявит дисбаланс более четко, чем при прослушивании, находясь прямо перед мониторами. Никто точно не знает почему, но это работает.

14. Не работайте со звуком на слишком большой громкости. Из-за этого музыка кажется более захватывающей (поначалу), но конечный слушатель навряд ли будет слушать на таком же высоком уровне. Высокие уровни громкости мониторов также имеют тенденцию временно изменять ракурс вашего прослушивания и могут привести к долговременному нарушению слуха. Неплохо проверять микс на большой громкости в течение коротких периодов, но большинство времени полезно пытаться сводить на уровне, котором, как вы думаете, музыка будет в итоге проигрываться (если вы сводите танцевальную музыку для ночных клубов - забудьте, что я сказал!).

15. Проверяйте ваши миксы и в наушниках, и на колонках. Наушники выявляют маленькие искажения и щелчки, которые никогда не будут слышны на динамиках. Однако не полагайтесь исключительно на наушники при сведении, так как они воспроизводят стерео картину различно с динамиками и, как всем известно, непредсказуемы на низких частотах.

16. Не меняйте уровень барабанов и баса без необходимости при сведении, так как ритм-секция традиционно является заставкой, напротив которой движутся другие звуки. Естественная динамика в партиях ритмических инструментов нормальная, и не нужно двигать регуляторы на этих звуках.

17. В плотном миксе, попробуйте управлять с помощью сайдчейна (sidechain) среднечастотным диапазоном инструментов, таких как: овердрайв гитары и синтезаторные клавишные, используя в качестве управляющего канала вокальный трек, таким образом, чтобы при звучании вокала, конфликтующие звуки подавлялись на уровне двух или трех dB. Даже небольшое снижение уровня может значительно улучшить четкость микса. Используйте быстрое время атаки для подавления (вы можете управлять компрессором или нойзгейтом (noise gate), которые также имеют возможности понижения уровня), и установите время release на слух.

18. Если вы записываете на MIDI трек, постарайтесь не смотреть на дисплей вашего секвенсора во время сведения; визуальные стимулы пересекаются с вашей способностью делать субъективные решения, основанные только на звуке. Если необходимо, закройте глаза. Наблюдение за работой вашего секвенсора через страницу аранжировок может также дать неверное впечатление о том, насколько хорошо сделана аранжировка, поэтому многие композиторы предпочитают аппаратные секвенсоры.

19. Если звук близкого микрофона ненатурально безжизненный, но вы не хотите добавлять заметной реверберации, попробуйте настройки окружения (ambience) или ранних отражений(early reflection), чтобы вызвать ощущение пространства. Чем меньше время реверберации, тем легче передвинуть нужный звук в центр вашего микса.

20. Послушайте ваш сведенный микс снова через день после того, как вы его закончили, так как ваше восприятие вероятно изменится после того, как слух отдохнул в течение ночи. Также проверьте запись на стольких звуковых системах, на скольких можете, чтобы сделать его звучащим хорошо на них всех. Даже после этого, сохраните информацию о миксе и настройки дорожек, включая настройки эффектов, так как никогда не знаешь, когда еще захочется улучшить его до «окончательного варианта»!

Пол Уайт, SoS 06′98

Перевод: Eugene для recording-studio.ru

Метки:

Эта запись была опубликована 18.05.2009 в 12:30. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Поделиться с друзьями:

12345 средняя оценка: 4.25

7 комментариев к “20 советов по сведению”

  1. Миня Пишет:

    Спасибо. Хоть всё как бы и знаешь, но повторение мать учения.
    Пол Уайт - человек известный. Вот советую почитать и этот его труд. http://www.music4sale.ru/articles/sound/223/

  2. саня пишет Пишет:

    спасибо теперь буду пробовать

  3. Ваня Пишет:

    Рад, что автор сайта выкидывает такие полезные статьи. Согласен, повторение мать учения

  4. Арт Пишет:

    Спасибо большое.
    Помог понять, что каждый должен заниматься своим делом… в который раз.

  5. Анатолий Пишет:

    Читаю сотый раз, и все вроде бы понятно, но после каждого последующего микса хочется снова пересвести предыдущий. Решил вернуться потом и попробывать свести весь записанный материал, по мере готовности. Советы хорошие, 100%, Спасибо!

  6. CrasH-116 Пишет:

    Вроде как для новичков советы вот только большинство ночиков не знают что такое “посылы” и тому подобное…в итоге до этой статьи добераются только уже более опытные люди которые в приничпе до всего этого сами догнали и скорей всего методом тыка. Но лишний раз почитать никогда не повредит так что спасибо за статью.

  7. Алексей Пишет:

    “умные люди не читают много, а много перечитывают”

Написать комментарий