Экстремально тяжёлая музыка требует высокого уровня мастерства продюсеров и звукоинженеров. В этом подробном мастер-классе объясняются все приемы, позволяющие добиться современного звучания тяжелого метала.
Современный экстремальный метал - это далеко не мимолетное увлечение. При огромном количестве клубов, поклонников, популярных журналов и радиостанций, поддерживающих металлическую сцену, не является неожиданностью факт, что такая группа, как Slipknot, поднялась на первую строчку в американском Billboard 200 с их последним альбомом «All Hope Is Gone».
Однако, метал остается одним из самых сложных стилей. Сочетание гитар с низким строем, плотного, искажённого звука и экспрессии - это серьёзный вызов звукоинженеру, когда дело доходит до достижения необходимой ясности и разборчивости. В этой статье я объясню специфику продюсирования и записи метала, также свой вклад внесут несколько топ-продюсеров, звукоинженеров и музыкантов.
В этой статье, мы заострим внимание на наиболее часто недооцениваемой и непонятной стадии подготовки или pre-production.
Пре-продакшн
По вполне понятным причинам, естественной средой обитания продюсеров считается студия звукозаписи. Но обычно в процессе продакшна присутствует и другой элемент, важность которого часто недооценивают. Перед тем как группа и продюсер входят в студию, этому, чаще всего, предшествует период времени, проведенный за разработкой идей, направления и деталей последующей записи. В сущности, стадия подготовки может быть рассмотрена как план проекта и, наряду со многими другими продюсерами, я верю, что это - краеугольный камень успешного альбома или проекта.
Успешному продюсеру необходима способность смотреть далеко за пределы технических аспектов размещения микрофонов, их типов и последующей обработки звука. Собственный талант продюсера и его способность побуждать, вдохновлять и организовывать не могут быть недооценены. Продюсер должен быть звукотехником, музыкантом, звукоинженером, а также отчасти терапевтом, личным советником, автором музыки и текстов, близким другом, тренером и даже врачом. Необходимые элементы всех этих ролей - уважение, понимание и доверие. В свою очередь это способствует достижению основной цели пре-продакшна: урегулировать мнение коллектива по поводу того, к какому стилистическому и музыкальному направлению относится группа, как должен звучать альбом и как этого добиться.
Такой взгляд на конечный продукт позволяет продюсеру контролировать и руководить проектом таким образом, чтобы осуществить то, что понравится всем и каждому.
В поп и рок музыке стадия подготовки часто используется, главным образом, для написания песен, работой над структурой и аранжировкой, которое подгонит песни под приемлемый для коммерческого радио эфира формат. Вместо этого, метал продюсеры часто концентрируют свое внимание на многочисленных проблемах и трудностях, которые являются результатом насыщенного, down-tuned, ритмически сложного и часто сильно синкопированного характера музыки.
Репетиции
Первая встреча с продюсером с наибольшей вероятностью произойдет на репетиционной точке. Здесь я бы хотел услышать всю группу целиком, все песни от начала до конца, но без скованности, которое обычно возникает при присутствии на студии звукозаписи.
Далее, идет оценка того, может ли группа качественно отыграть материал, может ли она организованно работать, выясняются сильные и слабые стороны группы в целом и каждого участника в отдельности. Следует помнить о том, что задача продюсера заключается не только в том, чтобы сделать акцент на достоинствах команды, но и в том, чтобы скрыть ее недостатки. Бывает, что музыкант пытается прыгнуть выше своей головы или играет то, что не совсем ему соответствует, и стадия подготовки - самое подходящее время для корректировки таких моментов. На этом этапе стоит обратить особое внимание на барабанщика, чья работа будет основой для дальнейшей работы над материалом.
Музыканты часто могут не замечать своих ошибок, пока они играют, особенно если они никогда раньше не записывали материал. Решением проблемы может стать запись демо-версий прямо во время репетиций, тогда при прослушивании все ошибки и недочеты станут очевидными.
Стадия подготовки, также, подходящее время для того, чтобы продюсер поговорил с членами команды о возможной корректировке их партий путем экспериментирования с различными идеями, которые могут возникнуть: различные заполнения в барабанах, наложение нескольких гитарных партий, вокальные гармонии, и так далее.
Конечно, если свежие идеи приходят в голову прямо во время репетиций, это хорошо, но репетиционное время дорого, так что разработка новых идей на этой стадии не должна происходить во время репетиции, а время нужно использовать как можно более эффективно.
Бюджет проекта
Неприятно осознавать, что многие независимые лейблы откровенно борются за существование и бюджеты альбомов уменьшаются с каждым годом. Финансовые ограничения напрямую касаются продюсера, чья задача - составлять бюджет. Если проект продюсируется для Roadrunner Records или просто для плейлиста демо треков на MySpace, тогда стадия подготовки - подходящее время для планирования бюждета. Это предотвратит некоторые проблемы, которые могут возникнуть, когда начнётся отсчёт студийного времени. Так что экономьте ваше время, а, следовательно, и деньги прямо в процессе.
Клик треки
Одной из проблем, которая является обычно наверху моего списка приоритета подготовки к записи, находятся клик треки для записи барабанов и всего остального. Судя по собственному опыту, в метале клик треки являются решающим фактором, который отделяет серьезную работу над альбомом от демо записи. Как говорит продюсер Russ Russell, «Порог точности и плотности, которую люди ожидают от экстремального метала, чрезвычайно высок».
Хотя существует множество стилей музыки, где использование метронома нежелательно, и где темп немного «дышит», это не всегда подойдёт для современного металла. Работа бочки, ритмические рисунки и синкопы в современной экстремальной музыке, весьма требовательны к точности и аккуратности, чтобы обеспечить соответствующее звучание. Как объяснил барабанщик группы Meshuggah - Tomas Haake: «я чувствую, что нам нужен клик, поскольку наш материал содержит сложные гитарные партии, а это значит, что если бы я отклонился от темпа в течении песни, и к концу играл на 10bpm больше, чем в начале, гитарную партию сыграть было бы уже невозможно. Поэтому я должен использовать клик трек, чтобы поддержать устойчивый темп».
Даже группы с необычными ритмическими размерами и сменами темпа, такие как The Dillinger Escape Plan, пользуются преимуществами клика, проводя значительное время, доводя до совершенства карту темпа (tempo map). Использование клик трека даёт необходимую точку опоры, чтобы придать большей уверенности долям и партиям барабанщика, а также, позволяет продюсеру точно оценивать уровень его исполнения.
Кроме того, благодаря быстрой работе бочки (две бочки или кардан являются обязательным условием в тяжёлой музыке) и сложному характеру барабанных партий, это нормально, что барабанные треки, которые вы слышите на записи, не совсем как исполняются вживую. Зачастую, различные паттерны бочки и барабанов в целом, созданы редактированием/квантованием, что позволяет получить невероятно жёсткие, почти сверхчеловечески звучащие барабанные партии. Создание таких партий, является одной из специфических задач создания композиций в этом жанре, и в конечном итоге, использование клика при записи ударных способствует этому процессу. Есть и другие преимущества клика: партии инструментов могут быть скопированы и вставлены в пределах аранжировки, что невозможно, если темп даже незначительно меняется; также, в композицию легко могут быть добавлены лупы и миди элементы. Тема использования клика - это один из вопросов, который обсуждается при первом контакте с группой.
В идеале, продюсер должен стремиться к тому, чтобы барабанщик практиковался, играя партии, точь-в-точь, как они будут звучать на записи в студии. Немногие барабанщики могут практиковаться и записывать партии под «голый» клик, без какого-либо музыкального ориентира, но большинство из них более комфортно чувствуют себя при наличии партии гитары, баса и/или даже вокала. Иногда, если группа имеет большой опыт в записи, я позволяю им записать эти треки самостоятельно, в противном случае, мне пришлось бы приглашать всех участников группы, чтобы записать партии к клик треку. И это как раз идеальное время, чтобы убедиться, что музыканты уже обсудили все мелочи и имеют чёткое представление о структуре будущей композиции, а также большие возможности для продюсера, чтобы ознакомиться с материалом и приступить к дальнейшей работе с группой.
Отсюда, группа должна иметь идеальный шаблон для барабанщика, чтобы он мог одинаково заниматься с остальными участниками группы или без них. Клик может быть в «solo» для барабанщика на репетициях, а треки дополнительных инструментов хорошо использовать, если барабанщик репетирует в одиночку. Как только будут созданы карты темпа и дополнительные треки для клика, барабанщику следует найти удобство в работе под клик. Вообще говоря, если барабанщик слышит полную аранжировку, он может сосредоточиться на звукоизвлечении и не сосредотачиваться на ритмической структуре, воспринимая правильный темп.
Оборудование
Идеальная запись в тяжёлом стиле, имеет акцент на чистоте и разборчивости барабанов, басовых и гитарных звуков. Задолго до того, как начнётся запись, удостоверьтесь, что используется правильное оборудование, обеспечивающее нужный звук. Это важно по отношению к высококачественному металлическому звуку, и группа должна знать об этом.
Не в компетенции этой статьи, обеспечить детализированные и субъективные оценки относительных достоинств различных приборов, но мы можем перечислить некоторые общие принципы и понятия, касающиеся оборудования, используемого в металлической музыке.
«Одеваем» барабаны
Я уже сбился со счёта, сколько раз барабанщики говорили мне, что-то вроде: «Но эти пластики были куплены три недели назад, и я с ними сыграл всего восемь концертов!». Если использовать при записи изношенные пластики, вы получите соответствующий результат с потерей ясности звучания и дополнительные проблемы в дальнейшем - при сведении. Стоимость новых барабанных пластиков ничто, по сравнению с напрасно потраченным студийным временем и скверным звуком ударной установки. Поэтому, для проекта любого значения, новые пластики - необходимость. Поэтому, хорошая идея - заставить барабанщика сменить пластики, настроить барабаны, и использовать их только для одной репетиции, чтобы дать им необходимую усадку.
Если позволяет бюджет, смените не только верхние пластики, но и нижние - резонаторные. Многие барабанщики совершают ошибку, считая что, нижние мембраны устанавливаются раз и навсегда. В действительности, они со временем теряют свою упругость и эластичность из-за высыхающей плёнки полиэстра, и это оказывает влияние на звук барабанов. Если бюджет очень маленький, можно сэкономить, не перетягивая пластик на бочке: этот барабан не так критичен к передаче нюансов, а так же, его легко заменить сэмплами.
Настройка барабанов
После замены пластиков и их усадки, нам нужно настроить барабаны. Настройка барабанов - искусство само по себе, и её важность не может быть недооценена, поскольку даже набор ударных инструментов высокого класса будет звучать плохо, если его должным образом не настроить. Обычно я пользуюсь возможностью, чтобы настроить ударную установку перед началом работы в студии, поскольку это может быть длинным процессом.
Мой собственный опыт привел меня к следующему: я настраиваю оба пластика бочки очень низко - часто настолько низко, что пластик почти морщинится. Очевидно, что при таком способе настройки, барабанщик по другому ощущает бочку, но я никогда не мог добиться щелчка или нужной атаки при туго натянутом пластике. Используя ударную установку с двумя бас барабанами, настройте бочки немного по-разному, чтобы получить небольшую разницу в звуке.
Чтобы максимизировать щелчок и атаку большого барабана, пластмассовые или деревянные колотушки намного лучше, чем фетровые. Клейкие «пятаки» для подчёркивания щелчка (click pads) должны использоваться в том месте бочки, где колотушка бьет пластик. Пэды Danmar являются, вероятно, самыми известными и широко используемыми, и бывают часто в комплекте с новым пластиком большого барабана. Избегайте использования самодельных клик пэдов, например, монет или пластиковых карт: они намного менее эффективны для получения щелчка и атаки, чем пэды, изготовленные специально для этого.
Многие металлические барабанщики совершают ошибку, пытаясь заставить их томы резонировать и давать сустейн с максимальным уровнем. Хотя этого относительно легко достигнуть, настраивая верхний и нижний пластик с одинаковым уровнем натяжения, очень «резонансная» ударная установка может вызвать огромные проблемы для продюсеров, особенно в этом стиле музыки, где сохранение твёрдого звука и хорошая разборчивость, являются существенными. Настраивая верхний пластик томов с большим натяжением, чем резонаторный, вы получите более глубокий и округлый звук; и наоборот, настраивая резонатор выше, чем верхний пластик, вы получите более упругий звук с лучшей атакой. Вообще, я могу рекомендовать настраивать томы весьма низко в целом, чтобы дать более сильный тон с бОльшим количеством низких частот.
Продолжая тему настройки, для тех, кто нуждается в помощи в этой области, я воспользуюсь возможностью, чтобы рекомендовать Drum Dial (www.drumdial.com), который я нахожу отлично подходящим для быстрой и точной настройке томов. Он отображает силу натяжения пластика при установке, примерно в дюйме от каждого винта барабана. С Drum Dial вы получите приблизительные данные о натяжении, и далее, можете использовать ваши уши, чтобы идеально отстроить томы.
По возможности, я попытаюсь расстроить все обода рабочего барабана или томов, поскольку у незаглушённого барабана будут лучший резонанс и тон. Однако, во многих случаях этого недостаточно. Избегайте использования клейкой ленты типа Gaffer Tape, чтобы заглушить барабаны, поскольку они склонны к вибрациям и гудению, которые могут легко проникнуть в запись. Я всегда считал Moon Gel, компании RTOM, лучшим продуктом на рынке для того, чтобы заглушить барабаны. Пэды могут быть повторно наклеены в поисках правильной степени демпфирования, они, при необходимости, могут быть заменены на пэды меньших размеров. Используйте WD40 или подобную смазку, чтобы устранить любой скрип от ударной установки (особенно от педалей бочки) и снабдите винты на барабанах специальными пластиковыми ретейнерами, чтобы исключить их раскручивание от вибрации.
Чтобы максимизировать разделение тарелки с остальными частями ударной установки при записи барабанов, полезно будет поднять тарелки как можно выше, без неудобства при звукоизвлечении. Чем дальше тарелки размещены от барабанов, тем проще улучшить остальную часть звука ударной установки. Ясно, что чем скорее барабанщик начнёт начать заниматься этим во время подготовки к записи, тем лучше. Убедитесь, что тарелки надлежащим образом очищены перед началом записи.
Бас и гитары
Наряду с исполнительским мастерством, важнейшим аспектом записи гитары или баса для современного метала, является правильный выбор оборудования для выполнения этой задачи. Хороший звук баса или гитар, зависят, по крайней мере, от шести факторов:
Качество древесины, оборудование и конструкция самого инструмента, а так же, струны и настройка. Знайте, что некоторые современные гитары, такие, как младшие модели Ibanez, имеют звук, который оставляет желать лучшего, как правило, из-за низкосортной древесины, используемой для изготовления корпуса, что приводит к низким частотам, которые звучат недостаточно плотно. Неизменно, гитары в этом жанре настроены ниже, как минимум на два тона, и, очевидно, это влияет на интонацию. Удивительно, сколько бы музыканты не настраивали свои инструменты специально, или пытались компенсировать звук использованием более толстых струн, они терпели неудачу, получая дополнительную головную боль в виде проблем со строем, призвуков от ладов и плохого общего звука.
Само собой разумеется, что об этом пункте нужно позаботиться ещё до попадания в студию.
Возраст, качество и калибр струн имеют важное значение, как и насколько низко они настроены. Это удивительно, как быстро струны «умирают» от постоянной тяжелой работы в студии, теряя ясность высоких частот и разборчивость, и это не то, что может быть исправлено эквалайзером при сведении. Я, как правило, меняю набор (или, при необходимости, пол-комплекта, состоящего из двух толстых струн для баса или трёх для гитары) через каждые три-четыре часа непрерывного использования.
Использование слишком тонких струн, обычно, делает звук гитары тощим, с бедным тоном, а так же, влияет на способность сохранять строй при звукоизвлечении, из-за недостаточного натяжения. В качестве отправной точки: когда гитара настроена в ‘C’, 52 (гитара) или 120 (бас) - это самый тонкий калибр, который следует использовать для нижней струны, остальные струны будут иметь разный натяг в зависимости от того, какой тип настройки используется: ‘dropped’ или ’straight’. Чем ниже строй, тем более толстые струны используются.
Выбор датчиков так же оказывает значительное влияние. Многие метал продюсеры предпочитают EMG 81 на гитаре, хотя у меня всегда были замечательные результаты, когда гитаристы использовали Les Paul с оригинальными пассивными звукоснимателями. Для бас-гитары, я предпочитаю активные датчики.
Если усилитель, используемый в трекинге, не будет правильным выбором, с плохой читаемостью нот или плохой передачей низких частот, то даже самая мастерская эквализация не сможет полностью решать проблему. Очевидно, что предпочтительно изначально сделать запись правильно и избежать необходимость в реампинге. Ampeg Classic - басовый усилитель, который я выбрал. Он имеет особенно теплый, но агрессивный тон, когда перегружен. Для гитары, я был пользователем Marshall в течение многих лет, но я обнаружил, что они не всегда хорошо подходит для низкого строя. Более современные ламповые усилители, например, Peavey 5150, Mesa Rectifier и Krank Krankenstein - часто, гораздо лучше звучат в этом жанре. Если вы ставите новые лампы в голову перед началом записи, убедитесь, что смещение (bias) выставлено верно.
Кабинет для динамиков часто упускается из виду, но есть важные параметры, такие, как размер, тип и плотность древесины, которые имеют значительное влияние на итоговый звук. Я когда-то записывал басовую голову Ampeg Classic, через кабинет, который, хотя и имел высококачественные динамики, был дешевой коробкой из ДСП. Старая пословица «Ваш звук будет настолько хорош, насколько хорош самый слабый элемент вашего оборудования» никогда не была более актуальной, так как в микрофон этого кабинета проникало множество резонансных частот, которые требовали много исправлений эквалайзером при микшировании. Для баса я обычно выбираю кабинеты Ampeg или Mesa. Для гитары, современные кабинеты вроде Mesa Rectifier, которые имеют более высокую плотность древесины, чем стандартный Marshall 4 х 12, что, как правило, приводит к лучшему звучанию и более жестким низким частотам.
Динамики так же имеют значение. Многие гитаристы и продюсеры отдают предпочтение Celestion greenback ‘25S, которые использовались при записи классического дебютного альбома Machine Head - Burn My Eyes. Я также одобряю Celestion Vintage 30s, которые дают действительно жесткий низ, богаты гармониками и идеально подходят для современных ламповых усилителей.
Mark Mynett, SoS 11′2009
Перевод: recording-studio.ru
Метки: запись, репетиционная база, студия звукозаписи
Эта запись была опубликована 02.11.2009 в 17:22. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
2 ноября, 2009 в 17:45
Отличная статья! Узнал много интересного. Жду второй части!
4 ноября, 2009 в 19:09
Спасибо за инфу. увлекательно
12 ноября, 2009 в 20:14
Отличное чтиво! ресурс у вас интересный. Так держать!
16 ноября, 2009 в 19:54
Ура! Я дочитал первую часть!
Спасибо большое за переводы!
9 марта, 2010 в 18:42
ВСЁ ОЧЕНЬ ПОДРОБНО И АКТУЛЬНО! 5+!!
27 июля, 2010 в 21:16
Спасибо!
14 сентября, 2010 в 22:34
спасибо за информацию)
кто знает может кто-то прочитав вашу статью решит заниматся собственным творчеством
и когда-то сможет записать пластинку…
19 ноября, 2011 в 2:22
большое спасибо!!!!!+++++