В одной из статей я уже говорил о продвинутом использовании реверберации. В этой будет чуть больше примеров и вариантов использования реверберации, как для создания звуковых планов, так и для реализации ваших творческих замыслов.
Реверберация отдаляет. Работаем с планами
Впервые я задумался над подобным использовании реверберации после того, как услышал микс с жёсткими синтезаторами и жёсткими гитарными партиями на местном форуме.
Всё оказалось действительно просто: короткая реверберация создаёт ощущение второго, дальнего плана. Звука в глубине помещения. Инструменты могут звучать разборчиво даже без дополнительной эквализации, что заставляет разборчиво звучать насыщенные аранжировки.
Приведу пример. Плотная стена электрогитар и синтезатор:
Полный микс (mp3, 458кб)
Полный микс, синтезатор без реверберации (mp3, 455кб)
Синтезатор вне микса (mp3, 376кб)
Синтезатор вне микса, без реверберации (mp3, 265кб)
Здесь использован импульс POST из недавно рекомендованного пакета Lexicon 960L Impulses.
Воздушные, летящие инструменты на примере рояля
Без реверберации (mp3, 312кб)
С реверберацией (mp3, 376кб)
Отзвук реверберации отдельно (mp3, 372кб)
Здесь отзвук реверберации компрессируется, но я пошёл ещё дальше, использовав нестандартную компрессию. FET компрессор 1176 имеет интересную особенность: при нажатии всех кнопок ratio одновременно, он создаёт эффект «нарастающего release». Чем мы и воспользуемся. Plate реверберация даёт прозрачный отзвук, который, благодаря компрессору, становится неестественно продолжительным и ровным по уровню, добавляя сустейн к существующим звукам.
Накачиваем барабаны
Ещё одна идея с компрессией. В примере, результат компрессии реверберации на рабочем барабане, когда барабан начинает звучать как выстрел из пушки:
Барабаны с простой реверберацией на рабочем (mp3, 435кб)
Барабаны с компрессированной реверберацией на рабочем (mp3, 437кб)
Также, неплохие результаты получаются при компрессировании room треков барабанов. Нужен ли компрессор - определить просто. Если вам не хватает сустейна и реверберационные хвосты быстро затухают - самое время начать эксперименты.
Даём пространство стерильным инструментам
ВСЕ звуки в естественной среде, имеют реверберацию. Разного характера, разного уровня, но отзвук есть всегда. Не забывайте об этом, используя виртуальные синтезаторы и прочие звуки, не снятые микрофоном. Пример:
Сухой звук гитары (mp3, 358кб)
Гитара с реверберацией (mp3, 426кб)
Использование реверберации делает микс шире и глубже, попутно добавляя плотности, связки между инструментами. Примерно так мог звучать этот микс, если бы я не применял реверберацию вовсе (сняты реверы с гитар и синтезатора, отключен room барабанов, снят ревер с рабочего):
Микс с полностью отключенной реверберацией(mp3, 440кб)
Прочие рекомендации
Компрессия реверберации, это, конечно же, суровая обработка, пригодная не для каждого случая. Но об эквализации вы должны помнить всегда. Часто отклики реверов дают много лишней информации в низкочастотном диапазоне, что может свести на нет весь труд по уживанию в миксе бочки, баса и низа гитар. Относитесь к шинам с ревером так же, как к отдельным инструментам: там так же могут быть ненужные резонансы, насыщенный инфраниз и подъём/завал в определённом диапазоне частот.
Метки: реверберация, сведение
Эта запись была опубликована 13.10.2011 в 19:28. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
29 октября, 2011 в 4:03
По поводу эквализации реверберации:
Очень часто посылают на шину реверберации томы/малый (в особенности это касается томов) и не срезают отклику ВЧ. В итоге, в миксе слышится размазанный реверберацией высокочастотный клац, выдающий кустарность микса.
Также интересный эффект с растяжением реверберационных хвостов можно получить, используя компрессор/энвелопер/транзиент шейпер (или любой другой подобный плагин/прибор, позволяющий сделать тише атаку и выделить послезвучие - релиз), - поставить его в самом начале цепи эффектов шины реверберации (т.е. до реверба).
30 октября, 2011 в 16:31
Nilolas, а приведи пример такого плагина)
3 ноября, 2011 в 21:36
Schaak Audio Transient Shaper, SPL Analog Transient Designer, в Superior Drummer’е есть встроенный эффект такой.
Да много их, на самом деле…
Бесплатный: BitterSweet.
4 ноября, 2011 в 1:41
а у вейвсов есть?
21 февраля, 2012 в 22:43
Блин, нихрена не понимаю.)))
17 апреля, 2012 в 4:43
А какие настройки копрессора на ревербераторе?
18 апреля, 2012 в 23:03
ratm, в обоих случаях довольно сильная компрессия. Атаку и релиз можно не трогать (оставить параметры “по умолчанию”) - не критично. Всё остальное - на слух.
24 декабря, 2013 в 2:16
Спасибо! Интересны подробности. ранние отражения убирать в комнате для заднего плана? И куда помещать тогда хол с длинным хвостом, зачем он тогда по идее.. Спасибо!
24 декабря, 2013 в 12:01
паша, для заднего плана ранние отражения так же нужны. Здесь важнее соотношение прямого сигнала к обработанному (ревера должно быть много) и тип реверберации (Различные типы ранних отражений могут давать разное ощущение дистанции).
Холл, на мой взгляд, хорошая альтернатива плейту, если нужна заметная реверберация.