Совсем недавно я набрёл на замечательный ресурс независимого звукоинженера Des McKinney. Это просто кладезь полезных статей по современной звукозаписи и сведению! И вот одна из них (вольный перевод by me ):
Процесс нормализации часто смущает новичков в цифровой звукозаписи. Откровенно говоря, “нормализация” имеет различные значения, что, естественно, сбивает с толку. Однако новички и специалисты могут быть сбиты с толку мифами и дезинформацией, которых достаточно на эту тему.
Я расскажу о 10 распространённых заблуждений и том, что же происходит на самом деле.
Пиковая Нормализация
Для начала, некоторые пояснения: Так как “нормализация”, может означать несколько вещей (см. ниже), мифы ниже прежде всего относятся к пиковой нормализации.
Пиковая нормализация - это автоматизированный процесс, который изменяет уровень каждого сэмпла в сигнале цифровой звукозаписи равным количеством, таким образом, что самый громкий сэмпл достигает указанного уровня. Обычно, процесс используется для того чтобы сигнал достигал максимума в 0dB - самого громкого уровня, допустимого в цифровом звуке.
Процесс нормализации похож на перемещение ручки громкости или фейдера: весь сигнал изменяется тем же самым «неподвижным» количеством, вверх или вниз. При нормализации, система находит самый громкий пик и по нему уже выстраивает общий уровень.
Некоторые из мифов ниже отражают не что иное, как недопонимание этого процесса, как бывает с распространенными заблуждениями, но тем не менее, некоторые из мифов происходят от более фундаментального недопонимания - в данном случае в звуке, микшировании и цифровой звукозаписи.
Мифы и дезинформация.
Миф #1: После нормализации нескольких треков, они звучат с одинаковой громкостью.
Нормализация нескольких треков к общему уровню гарантирована только при условии, что треки идентичны. Однако, наше восприятие громкости зависит от многих факторов, включая интенсивность звука, длительность и частоту. Пиковый уровень сигнала важен, но он не имеет прямого отношения к полной громкости трека.
Миф #2: Нормализация делает трек настолько громким, насколько это возможно.
Послушайте эти два mp3 файла, каждый нормализован к уровню -3dB:
Пример 1 (120кБ)
Пример 2 (110кб)
Второй, даже по любому субъективному стандарту, “громче” чем первый. И в то же время, нормализованный уровень первого файла зависит от единственного пика рабочего барабана на 0:04, и это говорит о том, что: наше восприятие громкости в значительной степени не связано с пиками в течение трека, но более зависимо от его среднего уровня.
Миф #3: Нормализация упрощает сведение.
Я подозреваю, этот миф от желания приоткрыть завесу тайны над процессом сведения. Для новичков процесс обучения микшированию может казаться непреодолимым, но и подобные уловки не позволяют упростить этот процесс.
Ручка пре-фейдера не имеет отношения к тому, как трек будет сидеть в миксе. Со звуковыми файлами выше, например, гитару нужно понизить в уровне, по крайней мере на 12 децибел, чтобы она должным образом смешалась с барабанами.
Проще говоря, нет никакой “правильной” громкости трека - не говоря о правильном пиковом уровне.
Миф #4: Нормализация увеличивает (или уменьшает) динамический диапазон.
Нормализованный трек может звучать, как более «пробивной». Однако, это иллюзия, зависящая от нашей тенденции путать “громче” и “лучше”.
По определению, динамический диапазон записи - это различие между самыми тихими и самыми громкими звуками. Пиковая нормализация затрагивает их одинаково и оставляет различие между ними неизменным. Вы можете изменить динамику записи с помощью автоматизации громкости или с помощью динамических процессоров, таких как компрессоры и лимитеры. Но простое изменение громкости, которое двигает всё вверх или вниз равным количеством, не изменяет динамический диапазон.
Миф #5: Нормализованные треки используют «все биты».
С отношениями между разрядностью и динамическим диапазоном: каждый бит в сэмпле цифровой звукозаписи представляет 6 децибел динамического диапазона. 8-битовый сэмпл может охватить максимальный диапазон 48 децибел между тишиной и самым громким звуком, а 16-битовый сэмпл может иметь диапазон до 96 децибел.
В 16-битовой системе у сигнала, достигающего максимума в -36dB, максимальный динамический диапазон составляет 60 децибел. Так, в действительности, этот сигнал не использует верхние 6 бит каждого сэмпла. Если так же размышлять и дальше, нормализуя сигнал к 0dB, мы “исправляем” те биты и используем полный динамический диапазон в 96 децибел.
Но, как было сказано выше, нормализация не затрагивает динамический диапазон записи. Нормализация может увеличить диапазон значений (разрядов) используемых сэмплов, но фактически, динамический диапазон не изменяется.
Миф #6: Нормализация не может испортить звук, так почему бы её не применять везде?
Лучшие методы микширования диктуют, что вы никогда не станете применять обработку “только потому что”. Но даже если не думать об этом, есть по крайней мере три причины НЕ использовать нормализацию:
1. Нормализация поднимает уровень сигнала, а вместе с ним и уровень шума.
Более громкие треки неизбежно означают более громкий шум. Вы можете понизить громкость до первоначального уровня, вновь снизив шумы, но для чего тогда делалась нормализация?
2. Более громкие треки оставляют меньше запаса до перегрузки. Треки, которые достигают максимума в 0dB, скорее всего будут искажены при использовании эквализации или даже небольшом повышении уровня.
3. Нормализация к 0db может привести к интермодуляционным искажениям пиков сигнала.
Миф #7: Нужно всегда нормализовать.
Для звукоинженеров “всегда” и “никогда” – плохие слова. Каждое действие при сведении зависит от конкретного случая, и так как каждый процесс микширования индивидуален, не существует единственной методики, которая была бы панацеей.
Точно так же с нормализацией. Должна быть веская причина использовать её или не использовать в какой то конкретной ситуации..
Миф #8: Нормализация - пустая трата времени.
Есть, по крайней мере, два случая, когда нормализация является «великим» инструментом в вашей DAW:
Когда уровень трека настолько низок, что вы уже не можете использовать регуляторы гейна (Gain) и громкости, чтобы сделать трек достаточно громким. Это указывает на проблему с записью, в идеале вы можете переписать трек с необходимым уровнем… Но когда это не возможно, нормализация может спасти неудачный дубль.
Когда нужно установить пиковый уровень трека без изменения его воспринимаемой громкости. Например, работая с испытательным сигналом, белым шумом и другим немузыкальным контентом. Конечно же, вы можете установить пиковый уровень вручную – прослушивая трек и отмечая пики… но эту работу за вас может сделать функция нормализации.
Миф #9: Нормализация гарантирует, что трек не будет перегружен (clipping).
Одиночный трек, нормализованный к 0dB, не будет перегружаться. Однако, если трек будет обработан или фильтрован с повышением громкости (например, при эквализации) появятся искажения. И если трек - часть микса, который включает другие треки, нормализованные к 0dB, есть гарантия, что сумма всех треков превысит самый громкий пик любого из одиночных. Другими словами, нормализация защищает вас от перегрузки только в самом простом случае.
Миф #10: Нормализация требует дополнительную операцию дизеринга (dither).
Этот последний миф является слегка эзотерическим, но он изредка появляется в сетевых обсуждениях записи. Обычно, в форме заявления: “это хорошо нормализовать в 24 битах, но не в 16 битах, потому что …”, сопровождаемый объяснением, которое передает неправильное понимание цифровой звукозаписи.
Просто скажу: дизеринг применяется при изменении разрядности. (например, преобразование с 24 бит до 16 бит). Нормализация же, работает независимо от битовой глубины, изменяя только уровень каждого сэмпла. Поскольку, никакого изменения разрядности не происходит, дизеринг не требуется.
Другие Определения.
Нормализация может означать несколько других вещей. В контексте мастеринга альбома инженеры часто нормализуют треки альбома одному уровню. Это относится к воспринимаемой громкости и не имеет отношения к пиковому уровню каждого трека.
Некоторые системы (например SoundForge) предлагают «Нормализацию по RMS», действие которой основано на вычислении среднеквадратического уровня громкости. Это приблизительно соответствует воспринимаемой громкости и также не зависит от пикового уровня. Однако, как и с пиковой нормализацией, его применение также требует осмысленного подхода.
——————-
В скором времени я планирую опубликовать ещё несколько переводных статей, так что, следите за обновлениями!
Метки: DAW, eq, запись, компрессор, лимитер, Мастеринг, микс, нормализация, сведение
Эта запись была опубликована 09.06.2008 в 12:06. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
11 марта, 2009 в 14:03
Здравствуйте, спасибо большое за статью. А не могли бы вы подсказать, существуют ли аппаратные устройства нормализующие громкость звучания. Эта проблема возникла при прослушивании треков записанных в разных динамических пределах. И чтобы не бегать всякий раз и не подстраивать громкость, очень бы хотелось иметь блок нормализации (судя по вашей статье «Нормализацию по RMS»).
Заранее благодарен за ответ.
Виталий
11 марта, 2009 в 17:22
Здравствуйте. Я пользуюсь встроенной в плеер Foobar функцией нормализации, других средств для изменения громкости без влияния на аудиоматериал не знаю. Может кто-нибудь из читателей подскажет.
16 августа, 2009 в 16:14
Виталий, Max.
Когда у меня появляется уже несколько готовых треков, просматриваю их в Nero Wave Editor (там весьма наглядно можно оценить и среднеквадратический уровень громкости каждой записи, и выявить пики), и, если это необходимо, то с помощью функций Normalize и Volume Change капельку поднастраиваю треки на одинаковую громкость. Если же нужны серьезные изменения, то возвращаюсь в DAW.
А интермодуляционным искажениям пиков сигнала - что это в двух словах?
16 августа, 2009 в 20:19
Это искажения только на пиках. Например, треск на ударах барабана или в громкой части композиции. Искажения там, где пик сигнала равен или превышает 0дБ.
17 августа, 2009 в 3:13
Если интерисует, найди в сети эту книгу и почитай.
“Интермодуляционные искажения - неуловимый враг.”
Филип Ньюэлл.
17 августа, 2009 в 12:59
Ну все ясно, постоянно с ними сталкиваюсь. ) Название просто необычное. Мне хотелось узнать просто, почему так называются, и как кто словами может описать эти искажения: треск, гудение, а как они проявляются на спектре сигнала; такой ли он точно по характеру, как при перегрузке канала на записи.
На это книга, наверняка, может ответить.
Спасибо.
17 августа, 2009 в 16:02
Уже давно хочу попробовать использовать эти искажения как эффект, и сейчас подходящая композиция подвернулась. Симетировать эти перегрузы (периодически), получить аудио-файл, у него в 10-12 раз уменьшить громкость и добавить эти негромкие фоновые звуки в трек, что должно создать угнетающую атмосферу. Надеюсь, получится
17 августа, 2009 в 20:03
вся танцевальная электронщина идёт с сильным пиковым перегрузом - это слышно “невооруженным” ухом на любом динамике.
8 ноября, 2013 в 9:28
В этой статье даже по оглавлениям “мифов” есть прямые противоречия, откуда следует, что отсутствие данной статьи видимо ничего бы не изменило в мире музыки.
“Нормализовать надо? - Нееее.. нормализовать не надо” - “Ааа.. то есть нормализовать не надо? - Ну да конечно.. Как это не надо?”
10 сентября, 2021 в 13:56
Нормализацию звука можно условно разделить на “динамическую” (с изменением оригинального соотношения между амплитудными пиками трека) и “статическую” (без изменения оригинального соотношения между амплитудными пиками трека). Какой именно вид нормализации применять и применять ли вообще - каждый может решить сам, но если нормализация записи (по тому или иному методу) применялась в звукозаписывающей студии, тогда необходимость в нормализации записи, по идее, возникать не должно.
20 апреля, 2023 в 9:37
I used to be recommended this blog by means of my cousin. I am no longer sure whether or not this post is
written via him as no one else know such detailed approximately my problem.
You are incredible! Thank you!
6 ноября, 2023 в 23:40
Shit dhe bli Reklama dhe Njoftime falas
Shqiperi kosove Maqedoni
shitdhebli.ⅽom
16 ноября, 2023 в 20:52
Heya i’m for tһe primary time heгe. Ӏ found this board and I to
find It really usefᥙl & it helped me out mᥙch. І am hoping tо offer ѕomething bаck and aid otһers sսch aѕ yoս helped me.
Shit dhe bli Reklama dhe Njoftime falas
Shqiperi kosove Maqedoni
shitdhebli.ϲom
30 ноября, 2023 в 0:25
Hеllo! Thіs is kind оf off topic but I need s᧐mе
help from аn established blog. Іѕ іt difficult tօ set uр your own blog?
I’m not very techincal bᥙt I can figure things ⲟut pretty faѕt.
I’m thinking abօut creating mу own bᥙt I’m not surе whеrе to start.
Do you have any pointѕ or suggestions? Μany thankѕ
Shit dhe bli Reklama dhe Njoftime falas
Shqiperi kosove Maqedoni
shitdhebli.сom
20 августа, 2024 в 21:44
Lo De Xo So iWin ().Lô Đề iWin là nền tảng cá cược trực tuyến nổi bật, nơi bạn có thể
trải nghiệm các trò chơi lô đề với cách thức
đơn giản nhưng đầy thú vị. Để đánh đề tại
iWin, bạn chỉ cần chọn con số yêu thích , đặt
mức cược và chờ kết quả. iWin cung cấp nhiều loại hình cược đa dạng, từ đánh lô, đánh đề đầu số ,
đuôi cho đến đánh xiên. Kiến thức cơ bản khi chơi lô đề bao
gồm việc hiểu rõ tỷ lệ cược, phân tích các con số thắng lớn và quản lý ngân sách cá cược một cách
thông minh. iWin còn có nhiều chương trình khuyến mãi
thú vị , giúp người chơi tối ưu hóa cơ hội
trúng lớn.
#LôĐềiWin #HướngDẫnĐánhĐề #CáCượcLôĐề #KiếnThứcLôĐề #ChơiLôĐềThôngMinh
21 августа, 2024 в 7:17
Tại iWin, người chơi có cơ hội khám phá một thế giới game bài phong phú với nhiều
thể loại khác nhau, từ những trò chơi bài cổ điển đến các phiên bản đổi thưởng
hấp dẫn. iWin cung cấp thông tin chi tiết về cách đánh bài , giúp người chơi
hiểu rõ các quy tắc và chiến thuật để nâng cao cơ hội
chiến thắng. Với sự đa dạng trong các trò chơi như Poker, Blackjack, và
nhiều game bài khác, iWin không chỉ mang lại trải nghiệm giải trí thú vị mà còn giúp người chơi nâng cao kỹ năng
và tận hưởng cơ hội đổi thưởng hấp dẫn.
#GameBài #TròChơiBài #KiếnThứcĐánhBài #ĐổiThưởng #iWin #Poker
#Blackjack
3 сентября, 2024 в 15:51
Thanks for finally writing about > 10 Мифов О Нормализации Звука.
| Звукозапись и создание музыки click
here
6 сентября, 2024 в 7:58
Thanks for finally writing about > 10 Мифов О Нормализации Звука.
| Звукозапись и создание музыки Syair Macau
20 сентября, 2024 в 9:39
Thanks for finally writing about > 10 Мифов О
Нормализации Звука. | Звукозапись и создание музыки xhamster arabian
23 сентября, 2024 в 19:23
Thanks for finally talking about > 10 Мифов О Нормализации Звука.
| Звукозапись и создание музыки ngentot anjing