Автор: Maxim Kokarev | 15.05.2008 | 8:20 | В рубриках: Статьи

Основы.

Compression - сжатие (англ.). Применительно к звуковому эффекту: Compressor это устройство, предназначеное для сжатия динамического диапазона. Конструктивно это усилитель с автоматической регулировкой уровня. Выражаясь простым языком, этот эффект уменьшает разницу между тихими и громкими звуками. Кроме того, при определённых настройках параметров Attack и Release, компрессия придаёт инструментам некоторую “перкуссивность”, давая звуку больше атаки и, как бы противоречиво это ни звучало - динамики. Именно благодаря применению компрессии при сведении, современные записи звучат так мощно и гладко.

Основные параметры:

Threshold - порог включения компрессии. Сигнал ниже этого порога не подвергается обработке.

Ratio - соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack - время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release - время восстановления чувствительности эффекта.

Gain - регулятор уровня выходного сигнала.

Шкала индикатора GR (Gain Reduction) показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Практика.

В качестве материала я взял несколько шумовых импульсов - для бОльшей наглядности:Шум перед применением компрессии

Теперь, применим эффект с “базовыми” параметрами Ratio 5:1, Attack 40 mS, Release 300 mS, Threshold -30 dB:

Шум после применения компрессии

Здесь я пометил, какая настройка за что отвечает. Обратите внимание на действие параметра Release: релиз в 300 миллисекунд не позволяет восстановить чувствительность, так как расстояние между первыми тремя импульсами меньше этого значения, в результате чего атака второго и третьего сэмплов слегка ослаблена. Компрессор успевает восстановиться только во время большой паузы, перед последним звуком. Чтобы добиться одинаковой амплитуды на атаке всех сэмплов, достаточно уменьшить время восстановления (при прочих равных параметрах):

Компрессия с малым временем восстановления

Параметром Attack мы задаём ширину импульса на атаке сигнала, что позволяет получить разный характер звука: высокочастотный щелчок при малых значениях (5-50мс) или низкий “пинок” при значениях 60-70мс и более:

Атака 2мс

Атака 150мс

Значение 0мс не выделяет атаку, сжатие происходит мгновенно (Компрессор работает в режиме Limiter*):

Атака 0мс.

Параметр Threshold -30dB я выбрал для лучшей визуализации. Сигнал обработаный таким образом, сильно ослаблен - фактически только атака и остаётся. С меньшим параметром Threshold мы получим меньшее ослабление сигнала и менее выраженую компрессию (это особенно заметно на последнем, затухающем сэмпле):

Параметр тресхолд на -10 децибел

Реальная практика.

Теперь, когда известно как на звук влияют определённые настройки, можно применить эффект к реальному музыкальному материалу. Хоть я и использую компрессор практически на каждом треке, бездумно применять его везде я бы не советовал. Здесь не существует определённых правил, всё зависит от конкретной партии и ожидаемого результата. Например, если вы имеете дорожку рабочего барабана (Snare) или бочки (Kick), “набитую” одним сэмплом, особого смысла в компрессии нет, поскольку сэмплы уже имеют одинаковую динамику. С другой стороны, если вы хотите придать этим партиям более “пробивное” звучание, имеет смысл применить компрессию с параметром Attack 10-40 mS, быстрым Release и ослаблением (Gain Reduction) порядка 6-10dB. Это придаст звуку “ту самую” перкуссионность.

Аналогично с Distortion электрогитарами и некоторыми синтезаторными звуками - эти инструменты, как правило, уже имеют ровную динамику, но я не исключаю, например, использование лимитера для ограничения пиков или компрессора со стандартными установками, чтобы подчеркнуть атаку… Повторюсь, всё зависит от исходного материала и конечной цели.

В заключении - некоторые мои “стандартные” настройки для различных инструментов. Эти установки могут стать отправной точкой в поиске нужного звучания:

Бочка: Ratio 10:1, Attack 10-100 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Рабочий барабан: Ratio 5:1, Attack 10-40 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Хай-Хэт: Ratio 10:1, Attack 20 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Надголовные микрофоны (Overhead): Ratio 5:1, Attack 2-5 mS, Release 1-50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Мастер трек (шина): лимитер. Ratio 10:1, Attack 0 mS, Release 10-50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-10 dB.

Перкуссия, Loops: Ratio 10:1, Attack 10-20 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-5 dB.

Бас-гитара: Ratio 5:1, Attack 100-200 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Струнные, Pads: Ratio 3:1, Attack 0-40 mS, Release 500 mS, Threshold для ослабления примерно 2-6 dB.

Акустическая гитара, Пианино: Ratio 4:1, Attack 10-30 mS, Release 50-100 mS, Threshold выбираем для ослабления 5-10 dB.

Вокал, Солирующие инструменты: Ratio 4:1, Attack 2-5 mS, Release 50-100 mS, Threshold для ослабления 3-10 dB.

*Limiter - ограничитель (англ.), это компрессор с высоким значением Ratio (10:1 и более) и нулевым значением Attack. Этот эффект ограничивает уровень сигнала при превышении определённого порога, “сглаживая” динамику. По сути, это жёсткая компрессия без выделения пиков (атаки) сигнала.

Метки: , , , , , , ,

Эта запись была опубликована 15.05.2008 в 20:23. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

Поделиться с друзьями:

12345 средняя оценка: 4.58

10 комментариев к “Компрессия в картинках. Применение эффекта.”

  1. макс Пишет:

    Хорошо написано без лишней воды все по существу +5

  2. nike_box Пишет:

    очень понятно для начинающих типа меня в самый раз язык понятен и отдельное спасибо за иллюстрации

  3. Эльдар Пишет:

    вопрос: вот у меня компрессор в Adobe Audition, там у threshold`a только отрицательные значения. так и должно быть?

  4. Admin_Max Пишет:

    Всё в порядке. Threshold по определению не может быть положительным.

  5. modoo Пишет:

    спасибо огромное за статью!

    прошу прощения за оффтоп, но форум действителньо очень нужен

  6. Эльдар Пишет:

    Спасибо за ответ)

  7. Евгений Пишет:

    Как в Сонаре включить этот компресор????

  8. Admin_Max Пишет:

    Как и любой другой эффект.

  9. Евгений Пишет:

    Max у меня такая проблема. не поможешь мне??? Я создал партию клавишных во врутилоопс… Но она играется с шумом неким, и когда начинает играть в песни клавишные то выделяется этот небольшой шум.. Как его убрать??? И как писать сообщение тебе в личку, что бы потом не писать ссобщения не потеме тут……

  10. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=12.0