Вот некоторые подсказки и способы обработки вокальных треков эквалайзером при сведении.
Звучание каждого голоса, как и каждой песни – индивидуально. Запомните это, даже если вы слышали это много раз. Когда вы приступаете к сведению вокальной партии, вы на автопилоте применяете эффекты, “потому что это сработало в прошлый раз”… Начните сначала, сбросив настройки эквалайзера – возможно на этот раз партия не нуждается в эквализации и использованием шаблонов настроек (пресетов) можно только навредить.
Три основных причины обрабатывать вокал эквалайзером:
1) помочь голосу лучше «сидеть» в миксе,
2) исправить определенную проблему и,
3) создать определённый эффект, например, «голос из радиоприёмника».
Если вы эквализируете голос по какой-либо другой причине, убедитесь, что звук в итоге стал лучше.
Увеличивайте немного. Принцип эквализации “подрезайте узкую полосу, поднимайте широкую” к вокалу относится возможно даже больше, чем к любому другому инструменту, так как наши уши развили замечательную чувствительность к звуку человеческой речи (обратите внимание, с какой лёгкостью мы можем разобрать один голос в шумной аудитории). Таким образом, мы сразу же инстинктивно определяем, когда голос звучит неестественно.
Используйте высокочастотный (high-pass) фильтр. Большинство голосов (хотя, конечно же, не все) звучат лучше с применением фильтра, обрезающего низкие частоты. Средняя основная частота взрослого мужского голоса составляет 125 гц, но зачастую можно обрезать всё, что ниже 180 гц, не влияя на звук. Если у вашего микрофона или преампа есть Low Cut фильтр, вы можете использовать его при записи – это удалит ненужные призвуки в инфранизком частотном диапазоне, такие как, призвуки от микрофонной стойки, шум дыхания, «поп» призвуки и другие нежелательные звуки.
Режим обхода (bypass). При работе с high-pass фильтрами, легко удалить слишком много «тела», основного тона вокала, поскольку наши уши приспосабливаются быстро к новому звучанию при сведении. Если у вашего эквалайзера есть функция обхода, используйте её периодически чтобы удостовериться, что вы не зашли слишком далеко в настройках.
Общие проблемы: Чтобы уменьшить “носовой” звук, попытайтесь опустить несколько децибел в районе 1 кГц и перемещать центральную частоту вверх или вниз, находя наиболее эффективную точку эквализации. Чтобы обработать «грохочущие» буквы “Б” и “П”, подрежьте всё ниже 80 гц. Для небольшого количества дополнительной яркости и эффекта присутствия, попробуйте слегка повысить “вокальный диапазон присутствия” в районе между 4 кГц и 6 кГц.
Причины НЕ применять эквалайзер: эквализация не сможет заставить ваш голос быть похожим на чей-либо.
Метки: вокал, звуки, микрофон, микс, настройки эквалайзера, сведение, эквалайзер, эквализация
Эта запись была опубликована 23.06.2008 в 4:00. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
19 января, 2009 в 17:59
Спасибо за такой информативный сайт.
18 июня, 2009 в 16:40
да, как всегда, доступно, четко и ясно. спасибо за хорошие статьи и за чудесный сайт!!!:)
10 апреля, 2010 в 0:46
На счет хайпасса от 125 Гц, тем более 180Гц-это перебор , зачастую около 100- 120 Гц в мужском вокале распологаеться так называемое тепло…. так что я в зависимости от ситуации рекомендовал резать 100% в вокале все что ниже 80-90 ГЦ!!!
12 июня, 2011 в 22:49
Соглачен с Артемом, 180 гц - перебор. Я до сотни режу смело!
16 июля, 2011 в 7:11
В условиях студии - перебор, на концерте - уместно… Звукорежиссёр Билана так делает. Вот так…
19 августа, 2011 в 19:33
Сказано же - мужской голос. Билан ну.. кхм..
26 октября, 2011 в 9:01
Билан-тенор,у него нет полезного сигнала на частотах ниже 120 Hz,выбирая частоту срезу нужно изначально отталкиваться от тесситуры вокала,от индивидуальных особеностей голоса и уже в итоге от необходимых творческих задач.
И не забывайте что живой концерт и студия это совершенно разные истории-на студии можно записать голос,используя поп-фильтр так,что не будет ни задувов ни каких-либо других артефактов и сабсоник фильтр может не понадобиться вовсе,на концерте же его применения-суровая необходимость,так как в микрофон помимо вокала попадает ещё масса инструментов,да и исполнитель порой очень активно двигается.
30 октября, 2011 в 7:48
Звукорежиссер Билана такой же… как и кхм…
3 декабря, 2011 в 5:31
Согласна, звукорежиссер Билана конченный идиот.
23 декабря, 2011 в 14:13
И Билан … кхм!!!!!
5 января, 2012 в 0:45
125 Hz - это точно, а детишек можно и до 200 Hz /././/
8 апреля, 2012 в 13:41
Звукорежиссер Билана Юра Астафьев дождется что ему открутят голову или сделают темную
13 июня, 2012 в 11:30
Астафьев, когда ходишь, то оглядывайся, и смотри внимательнее , вдруг голова уже в трусах ?
17 ноября, 2016 в 14:57
Здравствуйте, вопрос такой, эквализировать нужно каждую часть записи, основную, бек?