Автор: Maxim Kokarev | 14.06.2010 | 11:23 | В рубриках: Музыкантам

Переход в новый темп в середине произведения - довольно смелый ход. Тем не менее он часто употребляется в музыке. Чаще всего это делается через фермату, в местах без определенного темпа, после расслабляющего затишья. Однако я искал способ перейти в новый темп во время активной и ритмичной части произведения, причем желательно было сохранить плавность перехода. И мне кажется, что это у меня получилось. Точнее я нашел не способ перейти в новый темп, а нашел сам темп, в который можно перейти весьма плавно. Как показала практика, если сразу начать объяснять его суть без должной подготовки понятийной почвы,  то можно с большой вероятностью столкнуться с непониманием. Поэтому, для начала, вспомним кое что из музыкальной теории и немного поразмышляем.

С первого класса музыкальной школы мы знаем, что длительности нот «размножаются делением». Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на две восьмые. Восьмая нота в два раза короче четвертной. Восьмыми нотами можно играть в два раза чаще, чем четвертными. В два раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в два раза быстрее - значит в два раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в два раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы восьмая. Было бы забавно, если бы вместо деления нот на более мелкие, мы ускоряли бы или замедляли темп в несколько раз. Тогда все ноты были бы четвертными, но в разных темпах. Хорошо, что нам не пришлось привыкать к такому восприятию ритмов! Однако, немного пофантазировав таким образом, будет значительно легче понять то, что я хочу рассказать. Но перед этим нужно разобраться с некоторыми определениями.

Триоль - группа из трёх нот равной длительности, в сумме равная двум обычным нотам. Обратите внимание, что в данном определении триоль - это группа нот. Но как тогда назвать одну ноту из этой группы? Допустим, что дана триоль из трёх восьмых нот. Каждую восьмую ноту в отдельности я буду называть «триольная восьмая нота». Если триоль состоит из трех четвертных нот, то я буду называть каждую из них «триольной четвертной нотой».

Помните, в начале рассуждений мы делили четверть на две части? Попробуем же теперь разделить на три. Происходит это совершенно аналогично. Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на три триольных восьмых ноты. Триольная восьмая нота в три раза короче четвертной ноты. Триольными  восьмыми нотами можно играть в три раза чаще, чем четвертными. В три раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в три раза быстрее - значит в три раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в три раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Что-то мне не нравится в этой фразе. Почему вдруг четверть длится столько, сколько триольная восьмая? Почему не триольная четверть? Вопрос: как нам изменить темп, чтобы «триольная восьмая» в этой фразе заменилось на «триольная четверть»???

Как всегда, всё очень просто. Снова возвратимся знакомому шаблону рассуждений лишь с небольшими изменениями. Триольная четвертная нота в два раза длиннее триольной восьмой. Триольными четвертными нотами можно играть в два раза реже, чем триольными восьмыми. В два раза медленнее. Что значит медленнее? В более низком темпе? Да, в два раза медленнее - значит в два раза меньшем темпе. Теперь нам ясно, как ответить на поставленный выше вопрос. Ответ: нужно уменьшить темп в 2 раза.

Теперь наша фраза звучит приятнее: четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть. Между прочим, если заменить в этой фразе слово «четверть» на название любой другой длительности, фраза останется верной! Попробуем это сделать:

Четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Восьмая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Шестнадцатая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная шестнадцатая.

Да это же закономерность! Вот как это записать в общем виде:

Обычная нота будет длиться столько, сколько длилась бы одноименная триольная нота.

Вспомним, что мы для этого сделали?

1. Сначала был увеличен темп в 3 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

2. Затем был уменьшен темп в 2 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Умножить на три, разделить на два. То есть умножить на полтора! Наконец, мы можем перейти к главному определению:

Триольный темп - это такой темп, при переходе в который любая обычная нота станет длиться столько, сколько длилась бы в исходном темпе одноименная триольная нота. Триольный темп всегда в полтора раза больше исходного.

ПРИМЕР ПЕРЕХОДА В ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП

На рисунке приведен простейший пример перехода в триольный темп. Исходный темп равен 120 четвертям в минуту. Вычислим триольный (по отношению к исходному) темп:

ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП = ИСХОДНЫЙ ТЕМП * 1.5 = 120 *  1.5 = 180 четвертей/минуту.

Первые условные два такта обычных четвертей показывают, что произведение идёт в своём обычном темпе, обычном ритме. Далее, в ритмическом рисунке появляются триоли. Так продолжается два такта. Прямоугольниками очерчены группы по 4 триоли. Тем самым показано, что этот ритмический рисунок можно воспринимать двояко:

1. В первом случае это просто два такта триолей в исходном темпе, которые без каких либо нестыковок вписываются в привычное восприятие музыки слушателем.

2. С другой стороны, это три такта четвертей в триольном темпе!

Эта двойственность является как бы мостом между двумя темпами, и обеспечивает плавный переход! Далее, 5 и 6 такты условно показывают, что мы изменяем темп на триольный и произведение продолжается в нём. Обратный переход в исходный темп осуществляется в обратном порядке с использованием той же двойственности.

В заключении, предлагаю послушать аудиопример - небольшую композицию, которую я написал для демонстрации перехода в триольный темп. На мой взгляд, переход напоминает шаг, переходящий в бег.

Скачать пример (2.11 Мб)

Автор: eldar (mail), для Recording-Studio.ru

Метки:

Эта запись была опубликована 14.06.2010 в 23:02. В рубриках: Музыкантам. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

12345 средняя оценка: 4.13

16 комментариев к “Триольный темп”

  1. ExOLiNe Пишет:

    ага, я часто замечал в тяжелой музыке(например металкор) переход с динамичной музыки на триольный темп брейкдаунами, обычно там триоли медленнее и реже играются, ритм как бы “тянет” и чаще всего это в связке с вокалом - гритингом/гроулом.

  2. eldar Пишет:

    я точно знаю, что Mike Portnoy часто использует эту фишку, играя ровную двойную бочку и меняя акценты вокруг неё. То играет !—!—!—!… (триольный ритм) потом !–!–!–!–!… (двуольный), причем бочка ровная всегда в идет, неизменно. Он рассказывает об этом в своей видеошколе Progressive Drums Concepts

  3. eldar Пишет:

    Кстати говоря, приведенный пример для 4/4, но можно экспериментировать и любыми другими размерами в любых вариациях, так что самое интересное оставляется читателю) Так же можно сразу счесть, что вы находитесь в триольном темпе и перейти в “исходный”, только для такого перехода значение темпа надо не в умножить на 1,5, а разделить.

  4. Alexandr Пишет:

    Уже почти год время от времени захожу на этот сайт (очень нравится) почитать что-нибудь интересненькое. После прочтения этой статьи полез на другой известный мне сайт corpuscul.net и увидел там ссылку на эту же статью, там пишут, что статья очень интересная, но не хватает аудиопримеров. Хотелось бы послушать парочку семплов. Буду надеяться на их появление.

  5. eldar Пишет:

    Да, я уже успел об этом задуматься и сделал простой аудиопример, скоро будет!

  6. Admin_Max Пишет:

    Добавлен аудиопример. Клёво звучит, кстати. Изменения темпа как такового не ощущается, всё очень гармонично.

  7. burton-fzz Пишет:

    трек который я добавлял на форум от нашей группы (тогда трек назывался “без названия” - “ЯR”) как раз и есть куча плавных переходов то в триоли то в четверти. с музыкальной точнки зрения это взрыв мозга, хотя слушается очень легко =)

  8. eldar Пишет:

    Я вот думаю не сложно ли написано? Если кому-то так кажется, дайте знать)

  9. eldar Пишет:

    burton-fzz, хотел послушать, но файлы удалены! (

  10. burton-fzz Пишет:

    перезалил

  11. Field Пишет:

    эксперименты с ритмами - хорошая штука. с группой часто используем. темп один, идет переход из 4/4 в 5/4, причем каждая восьмая 4/4 становится четвертью в 5/4. или из 3/4 в 4/4, когда каждая четверть 3/4 становится восьмой 4/4

    в тяжелой музыке очень часто существуют переходы в триоли, в которых каждая восьмая триоли становится четвертью и композиция переходит в размер 3/4

  12. Alx_g Пишет:

    статья уместна, но похожа на изобретение велосипеда (я про изложение, а не про суть)

    есть термин полиритмия, полиметрия и т.д. (см. википедию и книги по теории музыки)

  13. Alexof Пишет:

    класный переход есть у DJ Tiesto - He’s A Pirate. . ритм как-бы и 3/4 и 4/4

  14. unclechu Пишет:

    Странно, но я бы никогда не подумал менять для этого темп) Почему бы просто не менять 4/4 на 3/4? И при этом не нужно лишних математических расчётов темпом.

  15. eldar Пишет:

    unclechu,
    фишка в том, что размер остается 4/4, а вот темп меняется)

    Alx_g,
    Согласен, что в изложении есть косяки. Но то, что здесь описано, не является не ни полиритмией, ни полиметрией.

  16. Марина Пишет:

    Как скачать программу?

Написать комментарий