Порой некоторым работам отдаёшься настолько, что считаешь их частью себя, наряду с автором и исполнителем материала. В этой статье я расскажу о том, как создавался EP Journey прогрессивного гитариста-виртуоза Юрия Панивана.
Знакомство
Всё началось с заурядной темы на RMM форуме в духе “Зацените сведение”. По своему опыту знаю, что проблема у большинства создающих подобные темы совсем не в обработке - зачастую у людей сложности с реализацией музыкальной идеи, не говоря уже о звуке. Но бывают и исключения. Когда я услышал музыку и исполнение Юры я просто был в шоке и отказывался верить, что настолько клёвые музыкальные идеи с отличным исполнением могут звучать настолько скверно. Ну не укладывается у меня в голове, что подобная музыка так и останется со звучанием на уровне домашних демок.
Я сразу же написал ему личное сообщение, с текстом вроде “Мужик, это не может звучать плохо! Если у тебя много песен, давай сделаем полноценный альбом в приемлемом качестве”. Юра согласился, так мы и начали работать. Правда на большой альбом материала не набрали, но 4 песни на EP вполне так осилили.
Инструменты и оборудование
Перед началом работы я знал, что Юра использует для записи процессор POD HD500. Позже выяснились и остальные детали трекинга:
Барабаны: Superior 2
Бас: Hardcore Bass
Синтезаторы: Omnisphere и Sonik Synth 2
Гитары: Ibanez Prestige RG1670 и Ibanez RG370
Редактирование и обработка
Анализируя последние записи Tosin Abasi, Tony MacAlpine и Scar Symmetry (у меня их творчество больше всего ассоциируется с творчеством Юры, поэтому именно их я выбрал для референса) я выделил особенности звучания в данном стиле, но некоторые вещи всё же пришлось подпиливать на свой вкус. В частности, тонкие и колючие удары рабочего барабана референсов я не стал копировать полностью, сделав рабочий более жирным, но при этом сохранив некоторую долю характерного жёсткого щелчка на атаках.
Superior 2 неплохо звучащая библиотека, многое я оставил “как есть”, но есть три момента, которые сильно отличают обычное звучание этой библиотеки от звучания барабанов в конечном материале:
1. Бочка была заменена сэмплами Слейта (Kick4) - с ними я получил сразу нужный мне характер звучания, при этом не усложняя проект кучей обработки.
2. Рабочий звучит отлично, но в какой то момент мне не хватало резкости на атаках (даже с параллельной компрессией) и было решено подкрепить его, так же, сэмплами Steven Slate Drums (Snare 13a) с сильной компрессией и эквализацией.
3. В погоне за твёрдым звучанием рабочего и томов, пришлось выровнять по фазе oh и room треки. Работая с инструментом как с vst, используя виртуальные аудио выходы, многие могут игнорировать этот момент, понадеявшись на создателя библиотеки. Но, к счастью, на руках у меня был bounce мультитрек, что сэкономило кучу времени - если я мог пропустить этот момент используя уши, то глаза уж точно здесь не подведут. Об этом уже упоминалось на сайте, но не лишним будет повториться:
Было:
Стало:
Hardcore Bass, не смотря на свою пулемётность, в микс сел отлично. Обработку нет смысла описывать, всё довольно тривиально. Здесь я ограничился простой связкой эквалайзер + компрессор (1176LN) и добавил distortion трек (LeXTAC).
Так же, всё просто и с дисторшн гитарами (ритм): эквалайзер + компрессор (Glue в параллель).
Чистые гитары с характерным холлом и “стеклянным” звуком, характерным для djent стиля, получены так: прилично срезан низ, добавлена реверберация и всё это дело хорошенько компрессировано. Для ослабления нежелательных резких призвуков я использовал де-эссер.
Поскольку часть треков была записана довольно давно и не переписывалась, в некоторых местах я положился на свои навыки редактирования, подгоняя треки к единой ритмической сетке. К слову, практически все партии произвольно редактированись в сомнительных местах. Хвост одной гитары в даблтреке чуть длиньше? Режу. Одна нота соло слегка “запинается” из-за лёгкого расхождения с бочкой? Режу. Ну и так далее. В подобном подходе есть некоторая доля фанатизма, но это хорошо сказывается на конечном материале - ничто не отвлекает от мелодии и ритма, изначально задуманных автором, всё внимание только на музыку.
Теперь чуть больше деталей о каждой композиции:
Machaon
В этой композиции чистые гитары были очень жёстко редактированы для приведения к общему ритму. Настолько, что в некоторых местах сложно распознать разведённый по панораме даблтрек.
Троме того, этот проект просто чемпион по автоматизации: поскольку в песне много резких динамических переходов и смен партий, я свободно управлял тембрами и уровнями, чтобы придать композиции цельное звучание.
Journey
Гитары вначале Юра предлагал переписать, они необычно звучат, это похоже больше на какой-нибудь народный инструмент. Именно эта аутентичность меня и подкупила - несмотря на призвуки и необычный тембр, мы решили её оставить как есть.
Выход на финальное соло (в районе 2:30) я подчеркнул “улетающей” гитарой: одновременно с понижением громкости увеличивается уровень реверберации.
Space Shift
Во вступлении, самый первый удар тома был подкреплён сабдропом, который я зеркально панорамировал. Благодаря этому, первый удар звучит как взрыв.
Переход в районе 0:23 - 0:35 был создан мной уже во время сведения. Чтобы смягчить внезапность, я добавил нарастающие reverse гитары перед акцентом и загадочные chimes с первыми нотами соло.
Burning Heaven
Во вступлении прописаны две гитары - перебор и глушёные ноты флажолетами. Чтобы разделить эти партии и украсить вступление, я повесил на флажолетную партию ping-pong delay. Это даёт интересный эффект: на переднем плане звучит гитара с перебором, но дилей повторяет партию другой гитары.
В самом конце, чтобы сделать партию улетающей гитары более продолжительной, я просто скопировал один и тот же пассаж.
Несколько общих моментов
Время всех дилеев, реверберация и гейтов индивидуально выставлено для каждой песни с учётом особенностей партий и темпа.
В проекте очень много симуляции аналогового оборудования. Почти на всех треках и шинах активирована эмуляция консолей. На шинах соло гитары, барабанов, ритм гитар и мастере стоит эмуляция магнитофона TB_ReelBus.
На всю работу (от письма Юре до создания раздачи на торрентах) ушло ровно две недели. Забавно, но за это время я успел жениться, встретить новый год и отпраздновать рождество
Итог?
Банальных и очевидных вещей про опыт говорить не буду. Для меня эта работа, в первую очередь, была полной свободой самовыражения. 99% итогового звучания - это обработка и редактирование полагаясь только на свой вкус и опыт.
Интересная вещь получается с общим подходом к сведению. Если раньше я большую часть времени навешивал плагины и крутил ручки, то сейчас львиная доля усилий приходится на редактирование треков и автоматизацию. Даже если трекинг безупречный. Вдобавок, всё больше “аналогизации” процесса. Сейчас даже представить не могу, как бы работал без tape и console эмуляции.
Послушать треки можно вконтакте на странице Юры: http://vk.com/id23258046?w=wall23258046_650
Или в моём паблике: http://vk.com/maximkokarev
Ссылка на торрент раздачу EP Journey: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4312767
Метки: Steven Slate Drums, сведение
Эта запись была опубликована 12.01.2013 в 20:57. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
13 января, 2013 в 12:34
Поздравляю с отлично звучащим EP!
Какой пользуешь эмуляцией консоли? и почему именно ей?
13 января, 2013 в 18:12
Evgeny, спасибо
Пользуюсь встроенной эмуляцией в Sonar X2. Она всегда под руками, не требовательная к ресурсам, имеет низкий уровень цифровых искажений (aliasing) и нелинейность, свойственную реальным аналоговым схемам.
14 января, 2013 в 0:28
Я покритикую, пожалуй. Никогда не делал этого здесь. Надо начать.
Слишком прилизанная запись, не хвататет “искристости”, объема - живости, короче. Ну вот не “драйвит” в общем, и все тут.
Я вот даже для сравнения сдул пыль с Фридмана и Сатриани. Здесь звучит очень мутновато.
В общем - пардон. В отличие от предыдущих работ хозяина блога, с которыми я знаком - “не фирма”).
14 января, 2013 в 1:34
Мне понравился звук. И спасибо за отличный материал! Ждем развернутую статью о применении автоматизации =)
14 января, 2013 в 1:41
Василий, спасибо за критику. Если вы сравнивали с ранними работами Фридмана и Сатриани, то неудивительно, что вам не понравился звук. За годы тенденции поменялись, ярко и прозрачно было 10-20 лет назад, последние их альбомы звучат совсем по другому - моя работа значительно ближе к ним по общему частотному балансу и плотности.
По поводу живости подмечено верно, но откуда ж ей взяться, ведь исходники - это виртуальные инструменты и гитары, записанные через процессор
14 января, 2013 в 1:43
Дмитрий, спасибо. Это уже второе пожелание на счёт материала по автоматизации. Я обдумаю это дело
18 января, 2013 в 2:34
Отличнейшая статья!
Жалко, что форум закрылся ;-((
Будет ли возобновление работы форума?
18 января, 2013 в 11:15
Eugene, форум закрыт из-за большой нагрузки на сервер, это мешало работе сайта - он через раз открывался последние несколько дней. Пока судьба форума под вопросом.
2 февраля, 2013 в 2:30
Спасибо за обзор! За то что делишься с нами таким простым доступным образом)
10 апреля, 2013 в 22:01
Музыка отличная, исполнение тоже радует. Но почему в Journey так обрезали верх у соло-гитары?
11 апреля, 2013 в 21:40
Константин, а я просто не вижу ни одной причины его оставлять. Там и навязчивый сип процессорного дисторшна, и резкие, неприятные на слух частоты.