Ещё один трюк by Des McKinney
Некоторые инструменты, особенно гитары, великолепно звучат когда продублированы и раздельно помещены в стерео образ. Жёстко панорамированные электрогитары - стандарт в современных «роковых» миксах, для акустических гитар инженеры используют эту технику уже многие десятилетия.
Даблтрек – это просто: запишите партию дважды, стараясь сделать оба варианта похожими настолько, насколько это возможно, и панорамируйте одну партию полностью влево, а другую – в право. Это создает намного более широкий стерео образ, чем одиночный трекинг с использованием стерео микрофонов, потому что наши уши интерпретируют отдельные партии как две различные гитары.
Все здОрово и хорошо, если вы решаете дублировать гитары прежде, чем сделать запись… Но что, если вы понимаете после того как начали микшировать, что нуждаетесь в жёстко панорамированном звуке и уже поздно записывать вторую дорожку?
Вы не можете просто дублировать дорожку и панорамировать одну копию влево и другую вправо. Поскольку в оба канала будет отправлен один и тот же сигнал, результирующий звук будет в моно. Опять же, можно обработать скопированный трек эффектами или сдвинуть на несколько миллисекунд, но это приведёт в лучшем случае к заметно фальшивому стерео образу. В то время как каждый канал несет различный сигнал, наши уши сразу ощущают общие черты, особенно в ритме и синхронизации.
Вот уловка, которую вы можете использовать, чтобы получить отличный стерео эффект из одной дорожки, если часть, которую вы хотели бы удвоить, содержит повторяющиеся секции. С хорошим исходным материалом этот подход приведёт к результату, неотличимому от дважды сыгранной партии.
Я продемонстрирую это на гитарном рифе:
Пример 1 (240кБ)
Вот так этот трек выглядит в Сонаре. Обратите внимание, что запись сделана в моно:
У рифа есть две повторяющихся части. Я пометил их как “часть A” и “часть B”, каждая часть повторяется один раз.
Помните, что эффект стерео возникает в жёстком панорамировании двух записанных дорожек, потому что наши уши слышат две отдельно сыгранные гитарные партии. Так как в этой дорожке есть повторяющиеся части, я могу создать иллюзию двух гитар, соединяя разные повторы каждой секции. Я сделал следующее:
- Дублировал моно дорожку.
- Разделил второй трек на части.
- Перетасовал части, так, чтобы части A1 и B1 в первой дорожке были соединены с частями A2 и B2 во второй, и наоборот.
- Панорамировал треки влево и вправо.
После такой перетасовки, в двух дорожках звучат те же самые партии, но с различными “дублями” каждой части. Вот как это звучит:
Пример 2 (240кБ)
Превосходный стерео звук из единственной моно записи!
Обратите внимание, я оставил последнюю секцию (”часть A - 3″) без изменения в обоих каналах, таким образом вы можете ясно услышать различие между версией “стереофицированной” дорожки и моно, когда в конце оба канала играют то же самое.
И для контраста, я создал “поддельную” версию стерео, с задержкой левого трека на 5 миллисекунд:
Пример 3 (240кБ)
Так как первоначально партия похожа на стерео запись, ваши уши должны сразу ощутить различие. Стерео образ ломается, особенно после повторного прослушивания. Сравните это со вторым треком – в нём звучание заметно шире и динамичнее независимо от того, сколько времени вы его слушаете!
Метки: Sonar, аудио клипы, запись, микрофон, микс, монтаж, работать со звуком, электрогитары
Эта запись была опубликована 11.06.2008 в 18:39. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
11 июня, 2008 в 23:23
Первый раз встречаю рекомендацию панарамировать в крайние правое-левое положения. До этого и на словах и в литературе встречал советы все-таки крайних положения избегать. Есть тому объяснение из психоакустики.
12 июня, 2008 в 12:03
Странно. Я наоборот, часто вижу в буржуйской литературе термин Hard-Panning (включая оригинал этой статьи), также, как и в студийных проектах - всё разбросано по каналам на 100%.
4 июля, 2008 в 0:51
Да пёс с ним, лишь бы звучало
20 июля, 2008 в 12:25
Нормальная статья, сам давно использую подобные технологии.
Не забывайте, что был показан один из секретов в качестве примера, a показывая бы все секреты у любово из читающих не хватило бы терпения узнать и о половине таковых! Так что всё верно, подтвреждаю, действуйте!
1 ноября, 2008 в 13:13
Ребят, а вообще если разобраться. Здесь дают только направление и тупо действовать так как написано в статье мне кажется глупо. У каждого есть уши и расчитывая на свой слух уже можно пробовать варианты панарамирования. Я к примеру в основном развожу максимум до 75… но опять же для каждой конкретной записи значения свои…
28 января, 2009 в 12:27
Если треки подготовленные для даблтрека паронамировать один на максимум вправо а другой на максимум влево то результирующий виртуальный источник звука будет у вас аккурат посредине. Этот стерео трек можно будет дополнительно панорамировать в какую либо сторону и тут уже все зависит от замысла и вкуса звукорежиссера и деиствительно экстремальные положения регулятора панорамы тут ни к чему.
28 января, 2009 в 20:04
SUPER !!!!!!! классный сайт и очень полезный
6 февраля, 2009 в 19:37
О крайнем панорамировании читал только обратное тому, что написано здесь. А главное, что в современных записях (а так же 90-х) такого не встречал. Хотя специально вслушивалсся и разбирал, т.к. сам сейчас над этим размышляю. Моё мнение: края остаются для посылов эффектов и пр. Например, комната ударной установки и ревер соло-клавиш.
4 апреля, 2009 в 2:07
Выражу свое мнение: крайнее панорамирование для некоторых ситуаций просто необходимо, а для некоторых - приводит к неадекватности стереообраза.
Надо думать, как ставить микрофоны и как их потом разводить воодушевившись мыслью, что СТЕРЕО фонограммой предстоит смоделировать 3D-пространство. Т.е для одних источников лучше быть более точечными, для других - наоборот заполнять пространство своей массой. Тогда логичное решение будет проситься само.
8 апреля, 2009 в 16:23
KTO ZNAET KAK NAYTI SIMPLERI NA FL-6 ESI KTO ZNAET DAYTE SILKU PLIIIIZ NA ZARANIE SPASIBA
4 мая, 2009 в 18:58
Но всё это, как я понял, для ритм-гитары, когда ходы периодически повторяются… А как сделать дабл-трек соло-гитары, где нет одинаковых нот?
4 мая, 2009 в 19:05
Соло гитару не так часто дублируют, как ритм. Кое что можно придумать: использовать эффект chorus или продублировать синтезатором. Последнее - скорее, в плане эксперимента. Но лучше, конечно же, сразу прописать нормальный дубль.
8 августа, 2009 в 15:21
А как насчёт синтезаторных даблов - ведь в них сигнал абсолютно идентичный и перетасовывание частей ничего не даст ?!
8 августа, 2009 в 18:00
Синты можно дублировать другим инструментом или тем же инструментом, но с другими параметрами (например, фаза, форма волны и т.д.). Изменением аудиотрека синта вряд ли можно добиться убедительного результата.
18 сентября, 2009 в 4:30
Как вариант- на миди дорогах (если речь об исходниках) выполнить разную квантизацию да таким же способом раскидать по углам.
Если аудио- наверно только обрабатывая разными эффектами…
3 мая, 2011 в 2:12
Я помнится в 2002 как то раз применил револьвер на моно синтюк, раскидал их по базе и получил хорошенькое стерео.
18 октября, 2011 в 23:11
Статья просто супер! Не думал, что можно ТАК оживить гитару.
НО: не со всеми гитарными партиями так получится. Да и живой дабл-трек - все таки показатель уровня игры на инструменте.