Почти два дня потратил на перевод этой статьи и, поверьте, оно того стоило. Судите сами, здесь есть и ссылки на лучшие бесплатные вокальные плагины, и советы по практическому применению эффектов при сведении голоса с аудиопримерами и анализом конкретного трека. Статья просто идеальна для начинающих, и обязательна к прочтению всем, кто работает с голосом и акапеллами!
Great FREE vocal plugin chain By Des McKinney
Обычно при записи и обработке голоса используют de-esser, noise gate, эквалайзер и компрессор. Также, зачастую инженеры добавляют такие эффекты как chorus, delay, tape saturation (насыщение магнитной ленты) и реверберацию для «большого» звука.
В профессиональных студиях большая часть этой обработки делается с помощью дорогих аппаратных средств и плагинов типа Waves или UAD, но вам не обязательно тратиться на дорогое оборудование, чтобы «отполировать» ваши вокальные треки, благодаря большому количеству свободных плагинов, найденных в Интернете, которые доступны для любой DAW, которая поддерживает стандарт VST.
Вот список лучших бесплатных плагинов для обработки вокала и пример их использования.
Плагины:
De-esser: Spitfish [Windows и Mac]
Noise gate: Floorfish [Windows и Mac]
EQ: Nyquist EQ [Windows и Mac]
Также, обратите внимание на Kjaerhus Classic EQ [Windows] и Paris EQ [Windows]
Compressor: Kjaerhus Classic Compressor [Windows]
Также, обратите внимание на MJCompressor [Windows и Mac] и blockfish [Windows и Mac]
Reverb: DX Reverb Lite [Windows и Mac]
Также, обратите внимание на Glaceverb [Windows], Ambience [Windows и Mac] и Kjaerhus Classic [Windows]
Tape Saturation: JS Magneto [Windows]
Также, обратите внимание на Saturator [Windows] и Voxengo tube amp [Windows]
Следующие плагины, хоть и не включены в пример ниже, также прекрасно подходят для построения вокальной цепи эффектов.
Chorus: Kjaerhus Classic Chorus [Windows]
Delay: Bionic Delay [Windows only] и Kjaerhus Classic [Windows]
Limiter: W1 [Windows и Mac]
Построение цепи
Звучание голоса зарождается в диафрагме певца, путешествует через его горло и рот к микрофону, динамикам и, наконец, ушам слушателя. Вообще, мне нравится, когда цепь эффектов отражает этот путь, размещая эффекты в том же самом порядке, как и физических свойств, которые они изменяют.
Так:
De-esser изменяет звук языка и зубов.
Гейт, открываясь и закрываясь, походит на губы певца.
Эквалайзеры и компрессоры, в некоторой степени, относятся к результату выбора микрофона и его размещения.
И, наконец, реверберация и задержка моделируют пространство, в котором прослушивают вокалиста, в аналогии с ушами слушателя в конце цепи.
Это, конечно же, всего лишь общие рекомендации. Вы можете объединить эффекты в любом порядке для достижения определенного звука, например, включить ревербератор перед компрессором для «накачки» эффекта реверберации. Однако, этот “вокальный путь” является хорошей стартовой точкой для большинства цепей эффектов в канале голоса, особенно если ваша цель – обработка трека для лучшего звучания в миксе.
Послушайте, как это звучит.
Я иллюстрирую эффективность этих плагинов на примере вокальной партии песни On My Feet Again. Вот небольшой отрезок оригинального, необработанного трека, записанного с помощью моего микрофона Shure SM58:
Скачать MP3 (365Кб)
Есть некоторые очевидные проблемы с этой записью:
- Голос звучит уныло: я выбрал Shure SM58 для этой песни, потому что мне нравится то, как он насыщает мой “громкий” голос. Но, получив приятную динамическую насыщенность, пришлось расплачиваться ясностью на высоких частотах.
- Неровная динамика: обратите внимание, как сильно выскакивает второе слово “still”. В идеале, я должен был повторно записать этот кусок, но мне понравилась энергия в этом дубле и, так как я знал, что буду так или иначе компрессировать трек, я решил оставить этот вариант.
- Слишком выделяются некоторые шипящие согласные: я немного ослаблю некоторые звуки «С» де-эссером.
- Голос звучит сухо: по задумке, в записи не должно быть звука помещения. Однако трек без естественной реверберации звучит неестественно или резко в миксе с другими инструментами, особенно когда у этих инструментов открытый, пространственный звук.
Чтобы это исправить, я выбираю прямой подход:
Де-эссер-> Гейт-> Эквалайзер-> Компрессия-> Насыщение ленты-> Реверберация.
Конечно, эта цепь не подходит для того, чтобы обработать все вокальные треки, но именно в этой записи каждый эффект соответствует тому, чтобы решить проблемы описанные выше.
Де-эссер Spitfish настроен примерно на 7 кГц со средней глубиной подавления, достаточной, чтобы смягчить только самые громкие шипящие звуки.
В наиболее тихих частях этой песни действует нойз-гейт, «прикрывающий» моё дыхание. Но в этом сэмпле, нет достаточного количества тихих звуков для обработки. Звуки моего дыхания добавлены здесь за необходимостью, я не хотел исключить их полностью.
Я использовал эквалайзер для того, чтобы исправить «матовость» голоса, то самое «уныние» которое я упоминал выше. Главные причины «тёмного» звука - частотная характеристика микрофона SM58 и эффект присутствия - я пел близко, почти касаясь губами микрофона. Таким образом, я вырезал низкие частоты, все ниже примерно 130 гц и, слегка повысил верхние, все что выше 3 кГц:
Чтобы исправить неровную динамику, я использовал пресет «vocal», установив соответствующий порог и повысив соотношение до 5:1. Это довольно агрессивное сжатие для вокального трека, но я думаю, что такой “раздавленный” звук действительно хорошо подходит песне.
Наконец, реверберация. Я поместил этот плагин в шину («bus» или «подгруппу») вместо использования непосредственно на вокальном треке, главным образом из привычки. Я нахожу более удобным отрегулировать уровень реверберации, не имея необходимости открывать интерфейс самого плагина. Кроме того, хоть это и не относится к этому случаю, я часто использую тот же самый эффект реверберации на нескольких треках (например, на треке вокала и акустической гитары), чтобы поместить треки в одно “пространство”, и использование шины позволяет мне сделать это с использованием одного единственного плагина.
Теперь включим их в месте. Слушаем обработанный сэмпл:
Скачать MP3 (365Кб)
Значительное усовершенствование, и это не стоило мне ни копейки Также, вы можете услышать заключительный вокал в контексте здесь.
Плагины, которые я использовал, являются моими личными фаворитами, но все мы работаем по разному, таким образом они могут не подойти вашему стилю (эквалайзер Nyquist, в частности, является менее интуитивным, если вы привыкли к традиционным параметрическим эквалайзерам). К счастью, есть сотни свободных плагинов, которые можно найти в Интернете. Если вы хотите создать цепь для использования «под себя», проверьте список лидера свободных VST плагинов - Audio Mastermind.
—————————-
Кстати, перед публикацией был в лёгком замешательстве, к какой категории причислить статью, ведь здесь есть и “софт”, и “статья”… Решил просто. Отправил в обе категории.
Метки: DAW, eq, shure sm58, Sonar, Vst, вокал, запись, звуки, компрессор, микрофон, микс, ревер, реверберация, сведение, эквалайзер, эквализация
Эта запись была опубликована 23.06.2008 в 22:52. В рубриках: Софт, Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
23 июня, 2008 в 23:42
СТАТЬЯ СУПЕР!) Выкладывай ещё переводы
27 июня, 2008 в 15:17
Спасибо.Много полезной для меня информации
2 июля, 2008 в 14:10
хороший материальчик….. а хорош тем что есть пример….. а так по сути мало полезной информации…. и так понятно что деессер, эквалайзер, компрессор…… ревер…. это само собой разумеющееся…..
вобщем ничего нового для себя не подчеркнул…. но все равно спасибо
24 июля, 2008 в 15:32
Отличная статья спасибо автору и вообще сайт отличный
2 августа, 2008 в 15:20
хорошая статья, и сайт очень нравится… я тут надолго, так как новичек и полезного вижу много!)
22 августа, 2008 в 3:12
Ага, сайт действительно хороший. Мало таких сайтов. Размещу, в ближайшее время ссылку на Ваш сайт у себя на http://mus24bit.3dn.ru , на главной странице. Спасиб. Интересно.
22 августа, 2008 в 4:36
Огромная благодарность автору за столь полезный материал. Просьба к автору и всем посетителям сайта, если есть такая возможность, написать статью о поэтапном созданиии микса в домашних условиях начиная с записи и заканчивая микшированием композиции с примерами на разных этапах…
22 августа, 2008 в 8:53
Сергей, спасибо!
DarkT, этому посвящен весь этот сайт, иначе, была бы статья в виде книги средних размеров будут ещё статьи, будет и сведение и мастеринг - всему своё время
2 ноября, 2008 в 3:31
Спасибо, очень полезно!
Не подскажете, есть ли материал по теме “подгонки голоса” по времени?
2 ноября, 2008 в 11:02
Это слишком просто, чтобы делать об этом отдельную статью
1. Пойте ровно.
2. Кривую ритмически партию можно выровнять с помощью монтажа: разрезая по фразам/буквам и выравнивая по сетке.
3. Использовать плагины исправления вокала Autotune, Melodyne, V-Vocal.
4. Петь ровно.
2 ноября, 2008 в 18:08
отличная статья
6 ноября, 2008 в 19:38
Если просто, то конечно не надо
* ушёл смотреть руководство по Melodyne’у
3 декабря, 2008 в 21:39
Давно мучает вопрос))
Нужно ли использовать гейт, если я из вокальной дорожки вырезаю все паузы вручную?
3 декабря, 2008 в 23:31
Нет конечно. Если вручную удаляете, то там уже гейтировать нечего Сам гейт не использую - так же чищу вручную, обязательно оставляя дыхание исполнителя.
4 декабря, 2008 в 18:12
ух, иногда как муторно вручную контролировать(… обычно использую гейт, если конечно дыхание не играет большой роли
9 декабря, 2008 в 7:25
Очень интересует такой вопрос, как нужно обрабатывать голос для аудио книги? Какой цепочкой плагинов нужно пользоваться и есть ли какие то особенности в этом? Заранее благодарю:) (а может отдельную статью создать “запись аудио книг”??:))))
9 декабря, 2008 в 7:58
Вот отрывки некоторых аудио книг, если понадобится для прослушивания. http://dump.ru/file/1299464
9 декабря, 2008 в 12:35
Звучание аудиокниг на 80% состоит из профессионализма диктора. Голос на опоре + хорошее произношение + артистизм. Обработки не больше, чем в статье выше.
9 декабря, 2008 в 23:31
Это верно, благодарю!
12 декабря, 2008 в 23:57
Хорошо описано!!!!
16 декабря, 2008 в 14:56
а какие проги подерживают VTS?? кинте ссылку плиз!
17 декабря, 2008 в 1:39
Огромное Спасибо!
18 декабря, 2008 в 2:07
Если бы я тя встретил я бы пиво поставил бы
Перевод отличный
Инфа как раз для меня
ПППАААСССИИИББББАААААА
19 декабря, 2008 в 23:30
Спасибо за статью, жалко, что не русский чел ее писал )))
22 декабря, 2008 в 0:15
Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=14.0