Автор: Maxim Kokarev | 13.10.2011 | 11:11 | В рубриках: Мысли, Статьи

Прочитав заголовок, вы наверняка подумали, что это очередная занудная статья с поучениями и без чётких указаний, какую ручку повернуть, “чтобы зазвучало круто”. Бинго! :D В этой статье я расскажу, как полезно слушать и не слушать критику, работать и не работать со звуком, покупать и не покупать плагины. Шагаем по пути к профессионализму, работая над собой и изменяя своё восприятие.

Профессионализм = гибкость

Думаете, достаточно скачать Steven Slate Drums и сделать пару метальных миксов, чтобы начать профессиональную деятельность? Увы, на практике начнутся проблемы на первом же лёгком миксе. Часто вижу баллады с жёсткими и острыми барабанами или, наоборот, агрессивный метал с огромными холлами и вылезающей серединой. Я понимаю, что хочется уметь всё и сразу (да ещё и зарабатывать этим), но без вложений и работы над собой, это нереально.
Если в вашем плейлисте преобладают группы одного музыкального направления - вы стоите на месте.
Если несколько ваших миксов разных групп звучат похоже друг на друга - вы стоите на месте (пользуясь случаем, хочу передать привет фанатам семплозамены и реампинга).
Если работа с материалом определённой стилистики вызывает у вас отторжение и негативные эмоции - вам будет сложнее сделать хороший микс.
Если вы неделю занимаетесь только сведением одной песни - вы тратите своё время и время заказчиков впустую, лучший вариант - потратить его на обучение.

Работаем над собой

А вы умеете воспринимать критику? А объективно критиковать? :) А признавать неправоту? В общении мы часто оказываемся в ситуациях, когда полезно взглянуть на себя со стороны. Порой кажется, что разгорячённые спорщики даже забывают о предмете спора, ставя перед собой единственную цель - победить оппонента, доказав его неправоту любыми способами. Порой кажется, что увлечённые советчики забывают о проблеме нуждающегося, ставя перед собой задачу выговориться, попутно блеснув знаниями и собственными достижениями. Казалось бы мелочь, но так сложно сказать “извиняюсь, я был не прав” или чётко ответить на поставленный вопрос, даже если перед этим придётся погуглить самому. Это более продуктивно как для общения, так и для собственного развития.
Не забывайте о самокритике и помните о собственном мировосприятии. Когда “вокруг всё плохо”, плохо только в одном месте - в себе. Когда человек своё негативное восприятие выносит наружу, это плохо (К.О.). Как это влияет на звук?
Неумение объективно критиковать и трезво оценивать уровень чужих работ, часто, это и неумение видеть свои промахи. А это, в свою очередь, шаг к отсутствию мотивации для развития в профессиональном плане. Чистые уши и холодный разум - наше всё.

К слову, и с объективной критикой не всё так гладко. Объективно раскритиковать и найти промахи можно В ЛЮБОМ МИКСЕ! К тому же, вы ведь не знаете об особенностях трекинга и задачах, которые были поставлены перед звукорежиссёром. Грязный звук или торчащий рабочий могут быть фишкой или даже новым стандартом. Так то.

Разнообразие - ключ к долгому интересу

Согласитесь, нет ничего более угнетающего, чем рутинная, монотонная работа. В одной из прошлых статей я уже говорил о чередовании рода деятельности, когда мы отдыхали, сменяя сведение, мастеринг и редактирование материала. В глобальном плане, можно пойти ещё дальше - чередовать работу за компьютером, с отдыхом вдали от него. Вылазки на природу, физические нагрузки и общение с друзьями просветляют ум и притупляют ощущение “завала работой”.
Разнообразить процесс можно и во время работы, одновременно получая опыт и освежая мышление. Всё просто: ограничьте себя в привычных вещах, устанавливая жёсткие ограничения. Например, “использовать только штатные плагины DAW”, или “сократить время воспроизведения мультитрека до минимума, нажимать Play только для контроля действия обработок, и прослушать композицию от-и-до ТОЛЬКО по окончании работы”, ну и так далее. Проявите фантазию.

Чуть выше был совет на 1000$. Серьёзно. Сводя к минимуму прослушивание и нажимая Play на короткие периоды, вы сэкономите кучу времени и сбережёте ваши уши. Давно практикую. Рекомендую.

Знай свой инструмент

Знаете, чем хороши библиотеки вроде Spectrasonics Trilian или того же SSD? Тем, что в них есть всё. Вы можете подобрать любое звучание, оставаясь с одной единственной библиотекой. Обратный пример - EZDrummer со стандартным банком, который в любом миксе звучит (а в некоторых - не звучит совсем) как EZDrummer, и ничего с этим не поделать. Но и у людей с огромными банками звуков есть внутренние проблемы, когда имея под руками всё что нужно для творчества, они ищут и качают новые и новые библиотеки, не зная даже на 50% возможностей того, что они уже имеют. Считаю, этому есть три причины - лень и пиратский софт. Конечно, зачем пользоваться головой и тратить усилия на изучение звуков и возможностей, если можно бесплатно скачать нового распиаренного многогигабайтового монстра.
Обратный случай: потратив свои кровные на инструмент или плагин, вы будете знать его цену. А тратить деньги и не пользоваться - это не разумно.

Лайфхак: относитесь к плагинам как к железным, массивным приборам: то, что используется - занимает место (которое ограничено в любой комнате), работает хорошо, но не всегда уместно, и не так-то просто выбросить (жалко, да и тащить тяжело). Немного обработок, которые часто востребованы, имеют большую значимость, чем куча проходного софта.

К слову о пиратстве. Когда на одном из форумов я сказал, что 95% моего софта легальны - внезапно подвергся атаке и критике в свой адрес. У людей интересное мышление: имея финансовые проблемы, народ качает софт с торрентов, оправдывая своё положение ситуацией в стране и прочим нытьём. У меня тоже финансовые проблемы, но я по этой причине использую много freeware софта, параллельно работая над улучшением своего благосостояния. Как говорится, почувствуйте разницу. Повторюсь, любое “плохо” - оно внутри, но не вокруг нас.

Сведение - это просто!

И опять в стотысячный раз повторюсь. Всего три вещи: компрессор, эквалайзер, реверберация. Этого достаточно, чтобы создать отличный микс.
Не получается сделать хорошо? Есть постоянное желание скачать новую софтину/купить новую железяку? Или, может, ваш микс постоянно обрастает улучшайзерами, транзиент шейперами и прочими изотоп озонами, но результат “не радует”? Проблема явно не в обработке. Продолжайте практиковаться.

Не забывайте о конечной цели

Конечная цель - музыка, конечно же. Это ведь не соревнование, вроде “кто сделает жёстче и массивнее барабаны” или “у кого гитары мощнее вваливают”. Каждый микс, в каждом стиле уникален и требует индивидуальных элементов и подхода, без стилистических и звуковых противоречий. Лучшие миксы - это хорошая композиция, исполнение и аранжировка в первую очередь. Если вы самопишущийся домашний продюсер и музыкант, зафанатевший от процесса миксинга, мой вам совет: зафанатейте в первую очередь от исполнения. Плохо сыгранная партия - это много лишнего времени на редактирование и обработку, которое будет потрачено после записи. Плохая аранжировка - это ещё один путь провести много времени над сведением. А плохая композиция делает все труды напрасными - музыка, которая не интересна слушателю - бесполезна. Хороший способ научиться всему и сразу - делать каверы (минусовки), пытаясь повторить не только ноты и манеру исполнения, но и звучание. Также, знание элементарных вещей, вроде действия всех регулировок плагинов и их влияния на звук, сделают вашу работу более осмысленной и целенаправленной. Для профессионального роста нет ничего хуже, чем работа “методом тыка” и тупое перебирание пресетов.

Метки:

Эта запись была опубликована 13.10.2011 в 11:32. В рубриках: Мысли, Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

12345 средняя оценка: 4.4

16 комментариев к “Улучшаем свои миксы, начиная с себя”

  1. Set Пишет:

    Клевая статья, как всегда все по делу. Согласен на счет ненужности кучи плагинов. Нашел “свои” и крути их до 100%. Спасибо!

  2. NECRODEFLORATOR Пишет:

    Хочу пожать руку Максу, хоть ты и довольно редко радуешь нас своими статьями, но делаешь это очень емко, уместно, а главное интересно и полезно, иными словами “редко, но метко”. Всегда приятно почитать мысли адекватного человека и тем более поделиться ими с друзьями. Жду новых статей.

    Постоянный читатель).

  3. Василий Пишет:

    Минимализация и ограничение в плагинах, железках и самом процессе это конечно хорошо, но не совсем верно, я считаю, и не всегда работает. Все таки сведение процесс творческий ( если, конечно, речь не идет о 20 годах стажа и неизбежном, в связи с этим появлении некого цинизма и прагматизма, по отношению к заказчикам, ну это как у врачей :-}), и потому, наличие большого количества “инструментов” просто помогает решать более разносторонние задачи и расширяет возможности.
    Ибо, как бывает - запись звучит довольно-таки суховато, а заказчик приносит какой-нибудь “Nine inch nails” и говорит: Хочу вот так!
    Можно, конечно, послать его “купить раков”, или убедить в невозможности реализации данных фантазий, но этот путь не всегда правильный и подходит не ко всем случаям жизни.

  4. Admin_Max Пишет:

    Василий, всё же, сайт ориентирован на новичков, поэтому рекомендация “использовать много плагинов” не даст мотивации к изучению того, что есть. Зато появится стимул к “собирательству”, да и много обработок, применённых неосознанно, не улучшат микс новичка.
    Есть и свой опыт. На примере рабочего барабана: раньше заменял его сэмплами, набивал полный fx bin обработки, но звук был отвратительный, к тому же, разные инструменты звучали одинаково. Сейчас, у меня эквалайзер-гейт-компрессор, и я сразу получаю то, что нужно, сохраняя естественный тон инструмента. И рабочие барабаны в разных проектах звучат по разному, хотя набор и тип эффектов не меняется.
    Само собой, у меня в проектах есть и по три реверберации на одном инструменте, иногда использую многополосную компрессию и очень часто дисторшны разных типов, практически на всех инструментах. Но новичкам крайне не советую этого. Испортят ведь :)

  5. Nikolas Quemtri Пишет:

    Собирательство - это, пожалуй, психологическая проблема. По своему опыту скажу, что человек, склонный копить все версии всех ампсимов, к примеру (как я), также склонен накапливать кучу хлама и в реальном мире вокруг себя. Нужно стараться избегать этого, освобождаться от хлама - так легче дышется и свободнее передвигаться. В прямом и переносном смысле.

    В последнее время стал замечать, что большинство своих миксов начали звучать одинаково. Плохая примета, верно?)

    Спасибо большое за статью! Она напоминает о том, что нужно чаще обращать внимание на собственные недостатки. :)

  6. Eugenio Schmidt Пишет:

    Согласен на все сто со стаьёй.Я сам до этого дошел…Когда только начинал,то использовал кучи плагинов,не зная возможностей того,что имею…постепенно дошел до того,что теперь использую только самое необходимое.Также когда только начинал,то ставил эффекты и процессоры на слух,не зная о них ничего.Теперь я понимаю,что надо иметь теорию за спиной и знать,что делаешь а не тыкать наугад.также полезно представлять плагины ввиде настоящих приборов и видеть весь процесс записи как в настоящей студии

  7. cool Пишет:

    Nikolas Quemtri, ну, в одинаковых миксах тоже плюс есть. Можно потенциальному заказчику показать любой свой микс, и пообещать сделать такой же звук :)))

  8. Год Кота Пишет:

    Спасибо автору блога за его работу!

    Я автор-исполнитель сложной музыкальной судьбы - играл в молодости, было много задора и в 2001 году решил попробовать записать свои творения. Вышло не очень - ибо инет в те годы как вы догадались был пустой на эту тему и желание звукообрабатывать пропало чуть более чем полностью примерно после трех с половиной альбомов. Но весной сего года появилась возможность записать один трек в студии - вот результат http://www.rocklab.ru/view/songs/180591.html

    После записи внезапно кончились деньги и появилось новое желание записать чего-нить в домашних условиях при бюджете полтора рубля с копейками - в результате потратил много времени и сил, практически с нуля изучил эту непростую тему и в итоге получаю немалое удовольствие продолжая развиваться в звукообработке. Маленький шаг для звукорежиссера и огромный прыжок для любителя-дилетанта (криворукого по-дефолту). Максимальное изменение сознания произвел именно этот сайт. Вот результат самостоятельной работы http://www.rocklab.ru/view/songs/191927.html

  9. mr_andronix Пишет:

    Верно все написано!
    На протяжении многих лет я тоже, собирал ,что то незнамо ,чего , зачем и для кого!!!
    Красочные обвертки плагинов, тоже подкупали))) Это все психология, не иначе ….
    В конечном итоге использую встроенные в Reaper приборы, (ну и ещё самые полюбившиеся пакеты плаг-ов) ….
    Экономия времени очевидна, не надо крутить и разбираться в новых безделушках…!!!

    P.S. Главное все таки , не то что ты крутишь, а как ты крутишь (осознанно ли…)

    Максу спасибо , респект и уважуха!

  10. ES Пишет:

    Спасибо за статью! Согласен с ней. Насчет мировосприятия очень правильно сказано. В глобальном, так сказать, плане. Насчет эффектов личный пример немного другой. Семь лет назад начал заниматься звукосозданием. И сразу использовал только стандартные vst-обработки. Их количество по пальцам перечесть… Тогда лень было искать да и был совсем неопытен в поисках в сети вообще))) До сих пор делаю так же, но мотивация не искать уже другая))) Знаешь на “ты” 10 плагинов - считай волшебник))) Обычная реверберация - очень сильная штука! Так что включили мозг и отключили панику;)

  11. God_K Пишет:

    Статья великая. Но есть нюансы :)
    Я начинающий в этих вопросах и обнаружив этот сайт, очень обрадовался. Все доступно изложено, плагины хорошие дают, чего крутить подсказывают. Но вот беда, я прочел сайт от корки до корки (и эту статью тоже) и засел за микс. Свел быстро - довольный как слон, развесил везде - на форуме сказали “плохо”. Я расстроился, сел пересводить, сводил методом тыка: поменял плагины, потом еще, затем других, заездил слух - но стало только хуже.
    Сейчас я все также свести даже простейший микс не могу - но уже это слышу сам, удалил 80% плагинов и амбиций, двигаюсь черепашим шагом, перепроверяя себя на каждом шагу.

    Так что полностью доходит смысл этой статьи только после трех недель постоянного верчения ручек вслепую :)

  12. пирсто перец Пишет:

    Отлично написано. Подпишусь под каждым словом. Удачи тебе, Админ_Макс, и всем остальным, увлеченным звуком.

  13. しちろうじ Пишет:

    “Не получается сделать хорошо? Есть постоянное желание скачать новую софтину/купить новую железяку? Или, может, ваш микс постоянно обрастает улучшайзерами, транзиент шейперами и прочими изотоп озонами, но результат “не радует”? Проблема явно не в обработке.”
    Спасибо, вот здесь поржал :D

    Статья хорошая.

  14. Евгений Пишет:

    Понравился абзац “К слову о пиратстве”! Ну и все остальное конечно тоже понравилось. Радует то, что я почти догадался до этого чуть раньше прочтения этой статьи. И вот - сформулированная мысль! Спасибо!

  15. Pasha-V Пишет:

    Спасибо. Отличная статья, актуальные советы.

  16. 3030 Пишет:

    Спасибо огромное за статью! Я начинающий, и мне очень помогает этот сайт… хотя в 30 лет сложнее учиться))) Согласен с содержанием статьи на 100%, по жизни я сторонник минимализма во всем. Максим, мое Вам уважение не только за статью, но и за все, что Вы делаете в сети!

Написать комментарий