Автор: Maxim Kokarev | 31.10.2013 | 1:01 | В рубриках: Статьи

Когнитивные искажения, особенности восприятия и мышления - вещи, которые являются частью нашего сознания. Я провёл параллели некоторых особенностей работы мозга с работой и общением звукорежиссёров, ну и немного - с работой маркетологов.

Синестезия - явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

“Крутил эквалайзер, явно слышал результат. Потом обнаружил, что плагин находится в bypass…”. Знакомо? :)
С различной визуальной составляющей, один и тот же звук будет слушаться (восприниматься) по разному, это правда. Отсюда можно сделать очевидный вывод - DAW звучат по разному. Порой достаточно сменить цветовую схему.
Поэтому, в работе очень важно уметь отключать визуальное от слухового. Делать это мысленно сложнее, но оно стоит того. Можно и просто отключать монитор при контрольном прослушивании после экспорта.
Так же, не дремлют и производители плагинов, улучшая качество прорисовки крутящихся бобин у магнитофонов и количество красивых индикаторов для отображения различных звуковых процессов. Для хороших продаж качество обработки - дело не первой важности.
Кстати, и на РММ это обсуждалось.

Недооценка бездействия - одна из систематических ошибок в мышлении, проявляющаяся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия, в сравнении с действием, с аналогичным результатом.

Иногда, лучшее решение в обработке - не использовать её вовсе. Осознать это не просто, но важно держать в уме: обработка не улучшает и не ухудшает звучание. Звучание улучшает верно принятое решение, нацеленное на конкретный результат.
Самое страшное в этом - наши заказчики, у которых так и чешутся руки испортить свои миксы флэнжерами, телефоными эффектами, летающими по панораме солирующими инструментами, сабдропами и прочими ненужными украшательствами, мешающими комфортному восприятию композиции. Нет, нет, я не утверждаю, что всё это плохо. Каждый эффект рано или поздно может найти своё применение и быть уместным. Но когда чуть ли не каждый первый просит сделать “уникальную фишку” из списка выше, это вызывает улыбку.
Кстати, косвенно к “бездействию” можно отнести и скорость работы. Был опыт, когда заказчик уходил к исполнителю, который делал сведение песни аж две недели при худшем результате (шик!), но зато с таким то ощущением объёма проделанной работы! :)

Эффект контраста - усиление или преуменьшение значения одного измерения, когда оно сравнивается с недавно наблюдавшимся контрастным объектом.

Вкупе с “эффектом первого впечатления” эта особенность мышления сводит на нет достоверность результатов в конкурсах сведения. Первый услышанный микс с большой вероятностью невольно станет референсом, относительно которого будут расставлены оценки последующим. К примеру, если у первого микса резкий верх и много реверберации, сбалансированные последующие будут оценены как “глухие” и “суховатые”.
Позитивный момент эффекта контраста вы можете взять на вооружение в своих миксах. Порой достаточно прибрать по громкости куплет, чтобы сыграть на контрасте, подчеркнув мощность припева. Так же вы можете поиграться с тембром, планами или шириной стерео, здесь огромный простор для творчества.

Эффект “меньше - лучше” - когнитивное искажение, разновидность обращения предпочтений, когда в отсутствие прямого сравнения двух вещей предпочтение отдаётся вещи с меньшей ценностью.
Библиотека размером 20 гигабайт, которую можно бесплатно скачать с торрентов, привлекательнее, чем 2 гигабайтовый инструмент за 40$. Даже при том, что первый инструмент будет использован пару раз, а второй запросто мог быть рабочей лошадкой.
И раз уж я в очередной раз заговорил к покупке плагинов, в очередной раз подчеркну важность этого момента. Помните, ничто не мотивирует вдумчиво читать мануалы, изучать особенности и тонкости работы инструмента/плагина, как количество денежных средств, потраченных на него. С этим плагин приобретает особую ценность, просто “скачать, поиграться и забросить” будет значительно сложнее, а это нам только на пользу.

Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Это мощное оружие дилетантов и критиков в реальной жизни, и особенно на форумах и социальных сетях. Из-за непонимания тонкостей процесса сведения, неспособности учесть особенности исходных треков, стилистики и ориентира на конкретный референс, критика и мнение многих людей не будут иметь вес для того, кто добивается результата осознанными действиями. Зато срач может быть ого-го какой :)

И напоследок, пара моментов, основанных на стадных особенностях мышления:

Эффект присоединения к большинству (эффект подражания) - форма группового мышления, проявляющаяся в том, что популярность определённых убеждений увеличивается по мере того, как их принимает всё больше людей.

Голосование с открытыми результатами потеряет ценность как только начнётся перевес одной из позиций. Тут же “основная масса пользователей” бездумно проголосует за позицию с большим количеством голосов.
Так же с обсуждениями и рекомендациями на форумах - несколько сообщений в одном ключе могут легко повлиять на мнение новых участников.

Подчинение авторитету - склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

Все люди могут ошибаться. Но если мнение обычного человека может быть оспорено и проверено, то мнение авторитета запросто слепо принимается за истину. Вспомните “12 стульев”, реакцию противников Остапа Бендера при игре в шахматы.
Неприятный момент - локальные “авторитеты” на форумах, мнение и рейтинг которых зачастую сильно разнятся с умениями и способностью делать реальные вещи. Добавим сюда “Эффект Даннинга-Крюгера” и получаем мощный поток дезинформации, загоняющий новичков в тупик.
В маркетинге, эквалайзер с интерфейсом прибора с многолетней историей будет заведомо более успешным, чем невзрачный “ещё один цифровой эквалайзер”, даже если в звуке они идентичны. Будьте бдительны, в очередной раз напомню - в любой ситуации и принятии решений не забывайте про мозг и уши.

Метки: ,

Эта запись была опубликована 31.10.2013 в 1:18. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Поделиться с друзьями:

12345 средняя оценка: 4.78

7 комментариев к “Психология в звукорежиссуре”

  1. Garik Kovalenko Пишет:

    Хорошая статья. Браво! )
    Особенно про лицензионные программы.

  2. Nikolas Quemtri Пишет:

    Очень здорово, ты тоже заинтересовался психологией.

    К упоминаниям конкурсов сведения: закрытое анонимное голосование, отсутствие досрочного обсуждения, простенький скрипт по перемешиванию миксов для онлайн-прослушивания (произвольный порядок миксов без названий). Делать отдельную веб-страничку для этих целей - и все вышеупомянутые проблемы можно нивелировать до определенной степени.

    Отметил также, что эффект “меньше - лучше” принципиально коррелируется с законом Паркинсона. :)

  3. Nord Пишет:

    Спасибо, хорошая статья!

    Лично я сталкивался почти с каждым из этих искажений на протяжении времени, как занимаюсь звукорежиссурой.
    “эффект подражания”, “Эффект Даннинга-Крюгера” и “Подчинение авторитету” - скорее в начале, а вот “Недооценка бездействия” - повсеместная проблема)

  4. Set Пишет:

    Звук должен соответствовать стилю. Эффекты должны быть уместными и не отвлекать от основной темы композиции. Как-то так. Хотя грамотное использование эффектов может сделать крутой материал еще круче, а плохой материал в некоторой степени спасти.

  5. Nord Пишет:

    Set, Capitanissimo!

  6. Без имени - 1 Пишет:

    Мне приятно читать твои статьи, Макс, однако есть нечто в них, которое вызывает лично у меня некоторое неприятие. Например: стремление покупать то, что можно не покупать. Дело не в деньгах и речь здесь не только о плагинах.

    Проблема, которую ты описываешь, заключается не в том, что ты тратишь деньги на плагины и от этого тебе хочется их изучать более детально, а в том, что ценность вещи для тебя(, как и для большинства) зависит от того сколько ресурсов (бумаги с картинками или цифровых обозначений было) на ее приобретение было затрачено тобой. Но ведь на самом то деле ты же понимаешь, что ценность и стоимость связанны искусственно и прямого отношения друг к другу не имеют. Как можно, например, говорить “вот эта девушка хорошая, потому что я ее долго добивался” или “я не уйду от жены, с которой мне плохо, потому что я уже так много для нее сделал” или “Fruity Loops более профессиональная программа, потому что тут я уже всё знаю” или “Mac лучше чем PC потому что стоит дороже” (а отсюда и вывод что “пользователи Mac явно более профессиональные звукачи, чем пользователи PC”)? Логика во всех этих утверждениях весьма синтетическая, глухая, ватная, тусклая и мутная и в большинстве случаев навязанная ленью и тупостью. Лично я полагаю, что стоит смотреть на ценность вещей объективно, иначе рано или поздно ты можешь купить себе за $1000 то, что можно было написать за полчаса в блокноте даже особо не задумываясь над кодом.

    Иными словами: мотивация к действиям, вызванная количеством затраченных на что-либо ресурсов, это примерно то же самое что говорить что еда вкусна, потому что ты ее долго добывал, а не потому что ее вкус в действительности бесподобен; вычислять IQ человека по формуле IQ=Возраст+Статус; определять гениальность человека по наличию шестого пальца на конечностях и так далее.

    Однако, дабы устранить недопонимание, я должен сказать что я не утверждаю, что всё что видишь рядом с надписью VST нужно скачать и ни в коем случае не покупать. Я говорю лишь о том, что ценность любой вещи определяется внутри тебя, а не снаружи. На мой взгляд, чтобы определять ценность чего-либо и побуждать себя к действиям, важно уметь использовать то, что у тебя есть от рождения - разум, а не бумагу и цифры с иллюзорной ценностью, за которыми людей приучили гнаться сломя голову.

    Желаю тебе творческих успехов и ежедневного совершенствования твоих тела, разума и души.
    Пусть каждый твой день становится вдвое лучше предыдущего. Будь здоров! )

  7. Admin_Max Пишет:

    Без имени - 1, спасибо за комментарий. Но я бы не назвал это “стремлением”. Скорее, дополнительный стимул, мотивация. Плагины, которыми я пользуюсь, сделаны самостоятельно, бесплатны или стоят копейки. Всё намного проще, чем вы описываете и не так плохо )

Написать комментарий