Автор: Maxim Kokarev | 18.06.2008 | 2:14 | В рубриках: Статьи

“Самопишущие” музыканты часто сосредотачиваются главным образом на инструментах в микшировании, но и с вокалом, так или иначе, придётся повозиться. Это понятно, многие из нас начинали обучение микшированию, работая с гитарами или клавишными, и в первое время они были большой проблемой при сведении. Для гитариста вокал, скорее, необходимое зло, чем основной элемент музыки.

Но, как производитель собственных песен, вы должны интересоваться всеми аспектами записи, особенно вокала, так как слушатели имеют тенденцию слышать прежде всего голос певца. Да, инструменты важны, но для дополнительного воздействия на слушателя, вы нуждаетесь и в качественном вокале.

Если вас не устраивает нынешняя запись вокала, подсказки ниже могут привнести новую жизнь в ваши вокальные треки:

Не зажимайтесь: вы поете свободно, или сдерживаете себя? Если вы будете обеспокоены в том, чтобы не разбудить членов семьи или соседей, или же, если вы будете стесняться вашего голоса, то вам будет сложно подать вокал со страстью и уверенностью в голосе. Певец не зазвучит хорошо, если он «поджимает» голосовые связки из страха побеспокоить домочадцев.

Вы должны чувствовать себя свободными во время записи, свободными творить и исследовать возможности вашего голоса. Так, если вы не хотите побеспокоить других, рассмотрите перемену вашего графика записи - с меньшим количеством ограничений. Например, запись в понедельник утром, когда все взрослые не работе, а дети в школе.

Даблтрек: опробованный и истинный метод для того, чтобы «увеличить» тон вокалиста. Послушайте любую из более поздних записей Битлз: это классические примеры двойной записи вокала. И, к счастью, вы не нуждаетесь в голосе Пола МакКартни, чтобы добиться хороших результатов.

Для лучшего эффекта, сделайте запись вокала дважды, чтобы отделить дорожки, в противоположность простому копированию единственного дубля на два трека (которое просто делает вокал громче, не изменяя его характер). Попрактикуйтесь, прежде чем нажать кнопку запись, чтобы оба дубля были записаны правильно, в частности, обратите внимание на произношение согласных и ритмически ровные партии.

Отойдите от микрофона и пойте громче: иногда, немного больше энергии значительно оживляет вокал. Дайте себе больше пространства, и пойте громче.

Знайте верхнюю ноту своего диапазона и берите ноты только ниже вашего “предела.” Например, если ваш предел - Ab, попытайтесь писать песни в C или G, таким образом вы без напряжений можете взять высокую G, не достигая верхнего предела.

Вокалисты, которые испытывают недостаток в уверенности, находят зону комфорта в среднем регистре и остаются там. Если вы хотите, чтобы ваш вокал выделялся, вы должны быть немного более гибким. Есть исключения, конечно: Леонард Коэн (кто не в курсе - он бас :)прим. Перев.) казался бы смешным, беря верхнюю A. Но это сохраняет его голос, он знает свой предел и пользуется этим.

Пойте в начале дня: ваш голос меняет свой характер в течении дня, поскольку вы напрягаете голосовые связки при разговоре и пении. Если вы обычно записываете голос днем или вечером, запись вашего «утреннего голоса» может придать вокалу больше жизни.
Будьте осторожны с этим подходом, избегая любых напряжений и пения без разогрева голоса.

Комбинируйте записи, сделанные в разное время: вы можете создать интересный вокальный трек, комбинируя вокал, записанный в разное время или на различных сессиях. Например, попробуйте делать запись куплетов песни хриплым утренним голосом и припевов, когда полностью разогреетесь. Или, если ваш голос становится немного хриплым после пения, попробуйте смешать дубли, сделанные “чистым” голосом, и «уставшим» грязным голосом. Контраст в партиях может придать вашему пению особенный оттенок.

Жёсткая компрессия: просто пережмите безжизненную дорожку, установив большой уровень компрессии. В правильной ситуации, тяжелое сжатие может сделать ваш голос крупнее.
В качестве отправной точки, попробуйте соотношение 5:1 или больше, и установите порог так, чтобы даже самые тихие части дорожки подвергались компрессии. Для примера, в статье «Обработка вокала. Плагины. Практика» вы можете услышать, как компрессия влияет на записанный голос.

Сделайте тише инструментальные треки: Если ваш голос кажется слабым или невыразительным в миксе, возможно, проблема в микшировании, а не в вашем голосе. Не каждый голос подойдёт для любой аранжировки - например, представьте Пола Саймона, поющего с Нирваной. Если ваш голос ближе к Полу, чем Курту Кобейну, вы должны учесть это в своих миксах. Сделайте мягче агрессивный тон инструментов, так образом, ваш голос будет звучать в миксе более естественно.

Мы надеемся, не нужно говорить, что эти подсказки не являются уместными для каждой песни, которую вы записываете. Однако, если вы в некоторых местах недовольны своим вокалом, одна или две из уловок выше могут привести к вдохновению, способному улучшить вашу запись.

Des McKinney. Вольный перевод by me.

Метки: , , , , , ,

Эта запись была опубликована 18.06.2008 в 14:58. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

12345 средняя оценка: 4.48

32 комментариев к “Как записать качественный вокал?”

  1. logbook Пишет:

    Макс, подскажи пожалуйста, что делать со звуком на блоградио при записи голоса, как ни кручу настройки, уровень низкий, при записи аж шкалит, а после того как выгружаю на страницу уровень теряется. Спасибо.

    вот линк: http://www.blog.meta.ua/communities/blogradio_na_metakorotkih_volnah/

  2. Admin_Max Пишет:

    logbook, я с сайта послушал - 15.06.2008 действительно, уровень низкий, кроме того, голос смещён в один канал. Если не сложно, пришли мне на мыло мп3 этой или какой нибудь другой записи, я её “приведу в чувство” и перешлю тебе, плюс, обьясню что и как я делал. Мыло: admin СобакА recording-studio.ru
    И ещё, в какой программе записываешь и чем обрабатываешь? (можешь на мыло и написать)

  3. logbook Пишет:

    голос смещен, это я сам виноват, слишком поздно заметил, что пишу стерео в один канал, а не моно в оба. это как раз можно в следующий раз исправить, а с уровнем, даже не знаю, что делать. остальное пошлю сегодня по мылу, большое спасибо, что откликнулся :)

  4. logbook Пишет:

    Макс, спасибо за твою помощь. Я выложил на сайт улучшенный вариант со ссылкой на recording-studio.ru, Скриншоты в мыле не прошли. :sad:

  5. Admin_Max Пишет:

    скриншоты выслал, огромнейшее спасибо за ссылку на меня, рад был помочь!

  6. Eugene Пишет:

    Замечательный сайт!
    Очень хорошие и полезные статьи! Огромных вам успехов, и продолжайте в том же духе!

  7. Admin_Max Пишет:

    Спасибо, что тут ещё сказать… Ваши отзывы - хороший стимул к развитию.

  8. Ajlennka Пишет:

    Здравствуйте Макс! У меня к Вам такой вопрос- возможно ли как-то отредактировать вокал если например певец поет “прямо” -когда певец берет одну ноту и держит долго- а звук получается прямой и нет естественного колебания голоса .Возможно это технически воплотить и как? Какую обработку нужно использовать, работаю в Cubase/Nuendo? Спасибо!

  9. Admin_Max Пишет:

    здравствуйте!
    есть плагины для редактирования голоса: Antares Autotune и Celemony Melodyne. первая работает только как плагин (vst эффект), вторая существует в двух вариантах - плагин и самостоятельное приложение (standalone).
    с помощью любого из этих плагинов вы можете исправлять ритмические и интонационные неточности вокальной партии, а также “нарисовать” вибрато любому голосу.

  10. Ajlennka Пишет:

    Так я знаю эти плагины- но в них я только лажь и длительность выравниваю….оказывается там нужно покопать? Спасибо! Теперь буду знать……

  11. Kypckuu Пишет:

    pet uchites vyrazitelno a ne reanimirovat ubogyi vokal.
    Nie zhat, nie orat, vsego ne perechisl
    hotia by elementarnaia texnich baza vladenia apparatom. Bolshynstvo hotiat vylezt na podium poskorei i bablo.
    Horoshyi golos dazhe v plohuiu apparaturu zvuchat budet.
    A na horoshyh apparatah so vsemi primochkami neiskushenyh mozhno obmanut.
    No gavno v liuboi obertke shokoladom nie stanet.
    Komu iteresno pomogu po texnike sovetom, hotia eto vse ravno cho
    baletu uchitsia chitaia instrukziu. Praktika nuzhna i refleksy pravilnye.
    Zapisyvat, rabotat, sluchat, mozhet nie poluchitsia kak nado ,no bez somnenia uluchshenia budut.
    Pivet vsem!

  12. FILLosov Пишет:

    Уважаемый Admin_Max прошу вашей помощи.
    http://www.rapidshare.ru/779249
    В данном примере укажите, пожалуйста, на ошибки в сведении вокала и музыки. Если есть, такая возможность подскажите, как в этом случае избавится от эффекта караоке. Заранее спасибо.

  13. Admin_Max Пишет:

    FILLosov
    половина проблемы - это исходный звук. то есть, как спето - так и звучит. вторая половина - именно сведение: как применять компрессию, описано выше и в соответствующей статье (компрессия в картинках - там есть начальные варианты настроек для голоса), по эквализации - вероятно много вырезано низких (или звук изначально так был записан) - голос потерял основу, “опору” на низких частотах.
    то же самое касается и основного микса: везде нехватает низких частот, плюс, “размытость” - вероятно черезмерная реверберация.
    в принципе - это всё, что могу сказать по этому отрывку…

  14. FILLosov Пишет:

    Admin_Max
    Спасибо за оперативный ответ. Запись вокала велась на микрофон DUAL DIAPHRAGM CONDENSER MICROPHONE B-2 PRO ( без поп фильтра, согласные убирались при обработке в ручную) микшер XENYX 802 фирмы behringer, писалось на обычный ноутбук. Я понимаю, что голос певца далек до совершенства, но по оборудованию для записи есть ли замечания или может что-то упущено. И не сочтите за наглость есть ли возможность при выложенных по отдельности вокала и минуса произвести сведение с подробным описанием. Так как была перерыто уйма литературы, но видимо упускается какой-то момент или секрет. Заранее спасибо.

  15. Admin_Max Пишет:

    FIL, если оборудование исправно, то - никаких нареканий.
    сейчас есть немного свободного времени, пришлите необработанные треки мне на мыло, посмотрю, что можно сделать. admin(собака)recording-srudio.ru

  16. FILLosov Пишет:

    Admin_Max треки выслал на почту

  17. FILLosov Пишет:

    http://ifolder.ru/8199832
    Admin_Max
    Выложил сюда, а то там какие-то проблемы все время:(

  18. Admin_Max Пишет:

    перезалейте треки :) все инструментальные дорожки с сильными искажениями, трек голоса нормальный.

  19. FILLosov Пишет:

    Треки воспроизводятся в Adobe Audition без искажений (с чем это связано не знаю), если что, в каком лучше формате скинуть ?

  20. Admin_Max Пишет:

    прослушайте треки в любом проигрывателе, перед тем как отправить. 16 (или 24) бит/44.1кГц будет достаточно.

  21. FILLosov Пишет:

    http://www.rapidshare.ru/785028
    Перезалил, проверил.Надеюсь все в порядке:)

  22. Admin_Max Пишет:

    В архиве оба варианта, ваш и мой: ссылка (1,3мб).
    На каждом треке эквалайзер и компрессор, партию гитары я продублировал, скопировав и чуть сдвинув трек. Трек барабанов я один оставил, так как оба они практически идентичны и я просто не стал загромождать проект.
    Вокал записан неплохо, отсутствие поп фильтра даже не заметно.

    Обработка вокала: эквалайзер с подьёмом высоких (Q=2 на частоте 5600гц, +7db), легким провалом на середине (Q=7 на частоте 720гц, -4db) и полным завалом низких, ниже 80гц. Далее, компрессор с настройками: атака=2мс, релиз=50мс, ratio=5, тресхолд -35db для ослабления, примерно, 12db. Далее - лёгкая реверберация. Ничего особенного в настройках нет, по сути, это стандартные настройки для вокала…

  23. FILLosov Пишет:

    Большое человеческое спасибо, буду пробовать. Если не секрет какие vst плагины использовались.

  24. Admin_Max Пишет:

    Пожалуйста. Это заняло не более получаса :)
    Waves. Компрессор C1 и эквалайзер Q10 из сборки Diamind Bundle 5.2. Некоторые плагины (компрессор на барабанах) я использовал стандартные: SonitusFX - они встроены в Sonar.
    Не хочу делать акцент на конкретных плагинах или цифровых студиях - мой выбор определён, скорее, удобством использования, а не каким то особенным звучанием.

  25. FILLosov Пишет:

    Вот, что значит профессионал, еще раз большое спасибо есть к чему стремится.

  26. FILLosov Пишет:

    Admin_Max
    Бился весь день, но так и не смог свести, видимо дело не только в вокале. Например, барабаны так и не сумел сделать, чтобы они звучали, как у Вас тоже касается и других инструментов. В отдельности они звучат, а когда вместе нет слитности.
    Не могли бы Вы описать весь процесс подробно на выше приведенном примере или лучше всего сделать типа видео урока если есть такая возможность. Заранее спасибо.
    P.S. Ссылку на Ваш сайт добавил в своей подписи на 4pda.ru.

  27. Admin_Max Пишет:

    Напишу отдельную статью с подробным описанием и картинками, но на это потребуется некоторое время… Не против?

  28. VRitberg Пишет:

    С огромным интересом наблюдаю вашу рабочую переписку! Поднят конкретный вопрос, дан достойный ответ. Admin_Max - вы один из лучших администраторов сайта в Рунете. Спасибо за Вашу работу. Буду с нетерпением, как и FILLosov, надеюсь, ждать новой статьи. ТАК ДЕРЖАТЬ!!!

  29. FILLosov Пишет:

    Admin_Max
    Буду ждать, нельзя ли будет отразить и такой момент как пространственное разнесение инструментов, так как про это пишут, но нет примеров. Заранее спасибо.

  30. Maximum Пишет:

    Опишу пример, как я свожу вокал….. После записи, Вручную ровняю каждую букву, слово по громкости, так как компресор изначально отталкивается от пика, а не ровняет его,т.е. срабатывает немного позже, что придает мыльности в вокал…После редакции вешаю де ессер,еквализация по вкусу, с обязательным убиванием низов ниже 100-150гц., и потом натягиваю динамикой, типа Waves R-Vox,до высоты пиков доходящих до 0 Дб…И только при натянутом вокале, начинаю еквализировать, и рулить де ессер, которые стоят ранее в цепи….Реверберацию посылаю в посыл(send), для примешивания его в вокал, а не для подмены…Иногда пользуюсь ексайтером, для гармонизации частот, в основном высоких, при нехватке читабельности…Любимые пакеты плагинов Waves, BlueTube(компрессоры особенно нравятся)..Modern(ексайтер,и др)…Пользуюсь Про тулсом, но полюбляю и Нуендо)))…

  31. anna_sui Пишет:

    Подскажите, пожалуйста, как в домашних условиях без наличия каких-либо инструментов можно записать вокал на готовую фонограмму (желательно в МР3).Очень надеюсь, что Вы мне поможете.

  32. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение статьи - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=13.0