Автор: Maxim Kokarev | 01.07.2008 | 6:18 | В рубриках: Статьи

Мы все испытали это: достаточно послушать 3 секунды трек, который никогда раньше не слышали, и вы инстинктивно определяете, что это записывалось и сводилось в чьей то спальне.

Любительские записи часто звучат как “любительские”. Но что отличает «домашние» записи от профессиональных? Это не обязательно высокая точность или качество звука: многие компетентные звукоинженеры создают Lo-Fi или искаженные миксы нарочно, когда это удовлетворяет замыслу песни. Скорее, определение «любительской записи» - это некоторые ключевые моменты, признаки того, что сведение и запись сделаны новичком.

Вы можете учиться распознавать и обращаться к этим моментам в ваших собственных записях и создавать более качественные, профессиональные миксы в вашей домашней студии:

1. Слишком много баса: ничто не выдаёт любительское микширование так, как гудящий, выпирающий низ. Начинающие звукоинженеры часто работают в наушниках или на мониторах с маленькими динамиками, которые не воспроизводят полноценно низкие частоты. Естественно, это компенсируется повышением низких частот, но это, в свою очередь, приводит к грязным, неясным миксам. Если вы находите, что ваши миксы кажутся «бубнящими» на других аудио системах, попытайтесь проверить все, что вы делаете, сравнив звук с коммерческим компакт-диском, чтобы лучше соизмерить соответствующие басовые уровни.

2. Плохой звук барабанов: для качественной записи барабанов важны все слагающие: комната, барабаны, микрофоны и, конечно же, барабанщик. Поэтому, прежде чем сделать запись, профессиональные инженеры проводят дни или недели, настраивая каждый элемент в цепи для лучшего звука ударных, гарантирующего, что ни один барабан не вылезает или, наоборот, проваливается в миксе. Фактически, барабаны самый сложный инструмент для записи. Большая ударная установка может потребовать 10 или больше микрофонов, таким образом - неудисительно, что барабаны в любительских записях часто звучат невыразительно.

Но, даже если вы не располагаете коллекцией микрофонов за 50 000 $, чтобы получить качественный студийный звук, по крайней мере вы можете получить хорошие уровни. Если вы испытываете трудности с правильным микшированием барабанов, попробуйте следующее:
Включите любую современную студийную запись, которая по звуку подобна дорожке, которую вы микшируете, и медленно понижайте громкость. Обратите внимание, когда уровень приближается к 0, какие элементы микширования исчезнут в последнюю очередь. В современной музыке это обычно бочка, рабочий барабан, и ведущий вокал. Теперь, попытайтесь копировать это звучание в ваших собственных миксах.

3. Множество инструментов: это проблема, в равной степени, как аранжировки, так и создания музыкального произведения. Партии инструментов могут испытать недостаток в тембральном и музыкальном разнообразии, потому что у индивидуальных инструментов нет своего собственного места в пределах такой “оранжировки” песни.
Это - контрольный признак любительского микширования, поскольку многие из нас сочиняют и сразу же записывают, прогрессивно добавляя новые слои инструментов к песне, вместо того, чтобы определиться заранее и записать только то, что необходимо. Нет ничего неправильного в этом подходе, но он ясно отдаляет новичков от доводов “за”: профессионал совершенствует аранжировку прежде, чем приступить к записи.

Если вы находите, что ваша инструментовка звучит неразборчиво - уберите лишнее, добавьте в аранжировку больше пространства. Позвольте вашим трекам дышать.

4. Неровная динамика вокала: самое большое различие между вокалистами суперзвездами и нами, это не подача, тон или вибрато (Давайте взглянем правде в глаза: некоторые из лучших коммерческих исполнителей - ужасные певцы, по крайней мере, в классическом смысле). Скорее всего, «хорошего» певца от «великого» отделяет динамика. Великий певец знает, как управлять громкостью его голоса и, что еще более важно, когда изменить его громкость. Навык вокалиста при записи, это то, что он делает перед микрофоном. Когда мы слышим неровный вокал, мы слышим плохую кабацкую группу с певцом, бормочущим в полуметре от микрофона, или орущим, почти проглотив микрофон. Другими словами, любитель.

Запись вокала не сложна. Прежде всего, певец должен практиковаться! Перед тем, как начать запись, будьте уверены, что вокалист знает каждое изменение в песне, а также, когда лучше брать дыхание.

И примите во внимание это простое напоминание: близкодалекоблизкодалеко.

5. Злоупотребление реверберацией: когда вы хотите добавить обьём или глубину, реверберацию лучше применять экономно. Новички часто игнорируют это, выбирая, “немного - хорошо, больше - ещё лучше”. Этот подход понятен: помните, как раскатисто и важно звучал ваш голос, когда вы впервые услышали его, поставив пресет реверберации Carnegie Hall? Но в современных коммерческих записях реверберация, если она не используется как очевидный эффект, обычно неслышна. Фактически, реверберация добавляет текстуру к звуку, не будучи заметной.
Лучший совет: плавно поднимайте уровень реверберации и остановитесь, когда услышите её присутствие, а затем, убавьте её уровень на одно деление. И сопротивляйтесь убеждению утопить ваш вокал в глубокой реверберации Chamber и Hall.

6. Дешевая реверберация: Даже нетренированное ухо может услышать различие между обработкой Lexicon за 3000$ и бесплатным ревербератором, встроенным в ваш многодорожечный рекордер. Дешевая реверберация даёт соответствующий звук. Особенно это заметно на ведущем вокале.
Если у вас нет доступа к приличному плагину (хотя плагин SIR, признанный одним из лучших, можно скачать бесплатно) - рассмотрите вариант полного отказа от реверберации. Или, по крайней мере, следуя пункту выше - избегайте заметной реверберации.

7. “Поддельные” барабаны: попытка выдать запрограммированные ударные за живые. Это не проблема в электронной и танцевальной музыке, где ожидают услышать безупречно ровный бит драммашины. Но у поп- и рок-музыки есть ещё и требования к динамике, и слушатели ожидают услышать более естественный звук барабанов с нюансировкой живого исполнителя.

Звуки райда и рабочего барабана больше всего выдают «подделку». Тон рабочего зависит от того, куда и с какой силой барабанная палочка бьет в пластик барабана, и это вдвойне справедливо для райда, особенно при ударе в районе «колокольчика» (Ride Bell). Так, когда дорожка барабана содержит 32 такта 8-ых нот, используя тот же самый сэмпл райда с той же самой громкостью, слушатели всегда будут чувствовать, что что-то не так.

Если у вас нет возможности записать «живые» барабаны, вы можете создать правдоподобные MIDI треки, не прилагая особых усилий. В этой статье есть замечательные подсказки, способствующие «оживлению» барабанов.

8. Грязный, неразборчивый вокал: если у песни есть слова, слушатели должны быть в состоянии услышать их. Это может казаться очевидным, но это - важный пункт, пропущенный многими начинающими звукооператорами. Несколько вещей способствуют неясному вокалу:

Эффект близости на направленном микрофоне. Большинство вокальных микрофонов повышает низкие частоты приближённых звуковых источников. Для более ясного звука вы можете попробовать отдалиться на несколько сантиметров.

Пение без поп-фильтра. Применение фильтра позволяет избавиться от нежелательных низкочастотных призвуков.

Плохой или неуместный эквалайзер. Новички часто пытаются очистить вокальный трек, повышая высокие частоты в надежде добавить голосу больше разборчивости. Однако, обычно это имеет противоположный эффект, увеличивая шипилявость согласных и делая звук вокала резким, не улучшая при этом ясность. Намного более эффективно можно очистить трек, вырезав низкочастотную составляющую. Вы можете благополучно удалить всё ниже 100 гц. Также, для этих целей вы можете включить высокочастотный (low-cut) фильтр на микрофоне при записи.

Ваше микширование должно в полной мере передавать работу вокалиста. Убедитесь, что слова смогут услышать.

9. Слишком плохой звук комнаты: если у вас нет хорошо звучащего помещения, или вы записываете в очень большой комнате, ваша комната, вероятно, сделает звук плоским. Однако, «плохая комната» не всегда означает «плохая запись». Много классических альбомов были записаны в неидеальной обстановке инженерами, достаточно мудрыми, чтобы ограничить присутствие комнаты на записи.

Стремитесь минимизировать звук комнаты в ваших записях близкой подзвучкой, когда это возможно, и выбором направленных микрофонов, что уменьшит захват отзвука помещения.

10. Проблема с ритмом: профессиональные музыканты практикуют песню в течение многих недель или месяцев прежде, чем её записать. Но, как отмечено выше, много любителей сочиняют и в то же время делают запись, исключая практику из процесса. Дополнительно, из-за нетерпения ли или неопытности, новички имеют подход к записи типа “исправлю-это-при-сведении”, который, естественно, приводит к корявым дублям. Вам не обязательно стремиться к совершенству, чтобы походить на профессионалов, но вы действительно нуждаетесь в своем “хранителе”, оберегающим ваши записи от элементарных ритмических ошибок. Единственного удара рабочего барабана, отстающего на 16-ую ноту, достаточно, чтобы заставить весь трек казаться любительским.

Сформулирую иначе: хорошие группы звучат «строго». Так же, когда вы звучите «плавая» ритмически, люди предполагают, что вы звучите плохо. Проведите еще некоторое время, практикуя новую песню прежде, чем начать запись, и вы получите лучший результат. И, будете звучать более профессионально!

By Des McKinney

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Эта запись была опубликована 01.07.2008 в 18:01. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

12345 средняя оценка: 4.29

8 комментариев к “10 Признаков Любительской Записи. Советы Начинающим”

  1. Зайцев Пишет:

    Надо показать знакомому музыканту, че он скажет. По мне так дельные советы

  2. Дима Пишет:

    Похоже что всё уперается в деньги?

  3. Admin_Max Пишет:

    ну, я бы не стал делать на этом акцент :smile: большая часть статьи описывает элементарные ошибки при аранжировке, записи или сведении, которых можно наделать и с дорогущим оборудованием. и, в результате всё равно, получить “домашнюю” запись :wink:

  4. Spellcraft Пишет:

    по-моему про оборудование тут ни слова. речь как раз и идет о кривых руках

  5. VAD Пишет:

    Дружище, очень умная, а главное полезная статья, позволь порекомендовать тебе и прочим думающим людям продолжать рыть в этом направлении.Как здесь уже было сказано”дельные советы”,но есть ещё много неочевидных тонкостей , как например 8ми битный звук встроенного аудиодрайвера в компе-плоский как полиэтилен, отупение слуха начинающего музыканта от бесконечного прослушивания своей композиции-посоветуй в этом случае уши постороннего человека,он свежим взглядом заметит неточности, и т.д. Обязательно дам ссылку на этот матерьял другу(начинающему музыканту).Пиши,подмечай,очень спасибо.

  6. s-bss Пишет:

    Потрясающе! Я просто в шоке! Очень многое здесь написано про мои ошибки. Теперь придется в корне пересматривать свой подход к звукозаписи.

  7. Анон Пишет:

    я действительно изобретал велосипед. такое ощущение, что автор сидел и смотрел, как я пишусь, и потом об этом написал:” вот так не надо.”
    тупо все мои ошибки!

  8. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=15.0