Впервые я увидел эту тему на любимом форуме
Волшебство появилось чуть позже, когда я прослушал запись в наушниках Дело в том, что для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, мониторы не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план.
Итак, тот самый звуковой фрагмент. Очевидцы утверждают, что чувствуют запах серы при звуке зажженной спички, а также, ощущают присутствие и дыхание человека, трясущего коробок. То есть, голофоническая запись может передать больше, чем просто звук.
Что происходит в этом аудио треке? Человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева… и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках! Не верите?
Поиск в Интернете дал несколько любопытных фактов об этом:
Голофоническая запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами?
Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука.
Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё один звуковой пример – это женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:
Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров:
Во-первых, множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию.
Во-вторых, заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам.
И, в-третьих, ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей.
Напоследок, ещё одна запись:
Виртуальная парикмахерская мп3
Ах, да. Чуть не забыл. Холофоническое звучание используется и в музыкальных композициях некоторых исполнителей (это из Википедии):
Pink Floyd, “The Final Cut”
Roger Waters, “The Pros and Cons of Hitchhiking”
Psychic TV, “Dreams Less Sweet”
Ottmar Liebert & Luna Negra,”Up Close: the Fritz Files”
Метки: Holophonic
Эта запись была опубликована 05.08.2008 в 17:40. В рубриках: Мысли. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
7 августа, 2008 в 21:59
виртуальная парикмакерская это чтото )))) обязательно как приобрету пару хороших микрофонов попробую такое смастерить!!!
8 августа, 2008 в 19:31
Когда одели пакет на голову…. я абасцался ))) …(пардон)
8 августа, 2008 в 22:17
…и такое облегчение, когда пакет снимают с головы
22 августа, 2008 в 3:54
Я предполагаю, вот что:
1) Реальная комната.
2) Микрофонов на много больше чем один (хотя, возможно только 2 или комбинируется стереозвук с различными типами микрофонов {ламповые, конденсаторные, последний в свою очередь хорошо ловят верхние частоты} ). Это необходимо, что бы уловить весь спектр звучания.
3) Расположены, вероятно, вертикально.
4) Посыл идет на высококачественный преамп.
Вывод из моего предположения таков: Для реалистичного звучания необходим весь спектор частот.
Ps. Но вот только настолько реального присутствия, я не ощущал. Есть информация для размышлений.
22 августа, 2008 в 8:57
Сергей, в звуке присутствует ещё и инфранизкочастотная составляющая - это тот диапазон, который не улавливают микрофоны. Предполагаю, эти частоты добавлены уже после записи.
24 сентября, 2008 в 16:42
Все снято предположительно 4 микрофонами, 2 из которых дублируют первые, только потом отпускают сигнал в антифазу(с двух дублирующих микрофонов). И антифазовый сигнал неплохо так натягивают компрессором. Скорее всего сведено на системе 5.1 и отдекодировано в стерео(не факт).
20 октября, 2008 в 14:43
Да, вот такие фокусы со звуком на музыкальных дорожках - это моя несбыточная мечта. )))
10 декабря, 2008 в 18:12
кайф просто
10 декабря, 2008 в 18:13
хотелось бы побольше информации по данной теме)
22 декабря, 2008 в 0:37
Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=18.0