Программные инструменты для коррекции вокальной партии могут значительно изменить запись голоса: от незаметной корректировки высоты тона, до полного искажения вокальной партии и придания голосу неестественного окраса. Я хочу подискутировать на тему использования инструментов автокоррекции голоса (оригинала от Antares, или его бесплатного аналога GSnap) ниже. Но для начала, я хотел бы проиллюстрировать неправильное применение этой обработки и эффектов, которых мы обычно пытаемся избежать.
Итак, 10 Примеров Злоупотребления автотюном:
Скачать mp3 (3Мб)
Если вы не знакомы с Autotune и, особенно, если вы слушаете много популярной и коммерческой рок музыки, вы могли бы не услышать этот эффект первоначально. Излишняя обработка создаёт эффект неестественного йодля* или трели голоса. Но звук является настолько банальным в современной коммерческой музыке, что ваши уши, вероятно, не замечают обработки, принимая это как естественную манеру пения!
Ниже перечислены песни и конкретные слова с черезмерной обработкой, чтобы вы могли легко найти их в аудиозаписи:
Dixie Chicks - The Long Way Around - заметно на словах “parents” и “but I”
T-Pain - I’m Sprung - очевидна обработка на “homies” и “lady”
Avril Lavigne - Complicated - послушайте “way”, “when”, “driving” и “you’re”
Uncle Kracker - Follow Me - здесь изменена практически вся вокальная партия, особенно заметна обработка на слове “goodbye”
Maroon 5 - She Will Be Loved - послушайте “rain” и “smile”
Natasha Bedingfield - Love Like This - “Apart” и “life”
Sean Kingston - Beautiful girls - “OoooOver” это не человеческий голос
JoJo - Too Little Too Late - выделяется слово “problem”
Rascal Flatts - Life is a Highway - все партии, основной и фоновый (back) вокал обработаны, в частности “drive”
New Found Glory - Hit or Miss - “Thriller”, и каждый раз, когда Jordan поёт “I”
Эффект Шер (Cher)
Когда обработка очевидна на слух, Autotune производит то, что многие называют как “Эффект Шер”, названный за её голос, звучащий в песне Believe. Мы назвали эффект как ученые, называющие новую болезнь в честь ее первой жертвы. С жёсткой обработкой, вокальный трек кажется синтетическим, с неестественно звучащими нотами.
Но не вся коррекция вокала является настолько явной. В примерах выше, сложнее услышать действие эффекта у Uncle Kracker и Avril, чем у T-Pain и Bedingfield.
Используем со вкусом
Как и с любым инструментом, немного аккуратности может привести к превосходным результатам. Вот некоторые простые вещи, которые нужно иметь ввиду, используя инструменты исправления высоты звука:
Работайте: следует помнить, что если вы не можете спеть песню должным образом, никакая постобработка не заставит ваш голос звучать хорошо. К коррекции желательно прибегать лишь в том случае, если, предположим, вам нравится подача и характер голоса, но есть небольшие огрехи в высоте нот. В любом случае, переписать партию или её часть - более удачное решение (в плане звучания), нежели какая-либо обработка впоследствии.
Меньше-лучше: чем меньше нот будет подвергнуто обработке, тем менее заметна коррекция. Рассмотрите вариант с автоматизацией плагина: таким образом, обработка будет задействована только по необходимости.
Графический способ: если ваше программное обеспечение предлагает графический способ редактирования партий (например, программы Antares Autotune или Melodyne), узнайте, как работать с этим. “Авто” способы по умолчанию хороши для элементарных исправлений, но часто создают эффект пения йодлем.
Бэки: в большинстве случаев, вы можете избежать коррекции вокала заднего плана (бэков), сосредоточившись на основном (lead).
Это устарело: жесткая обработка вокала «vocoder-style» устарела и граничит с пошлостью. Синтетически звучащий вокал означает, что песня как бы прибыла с определенной эры, это примерно так же, как гейтированная реверберация на барабанах немедленно перемещает песню в 80-е годы. Помните: если вы сделаете коррекцию очевидной, люди будут говорить, что в вашей песне использован “эффект Шер”. И пусть это будет руководством к действию.
Убедитесь, что это необходимо
Первое, что приходит в голову, это два трека: Snoop’s Sensual Seduction (из-за статьи - размышления Anil Dash на тему аналогового вокодера) и Love Like This в исполнении Natasha Bedingfield, которую я услышал по радио. В первом, autotune - явно трюк. Но каждый раз, когда я слышу песню Bedingfield, я поражён одним и тем же: почему применяют это к ее голосу?
Она - фантастическая певица, и когда вы слышите её песню без сраного «автотюна», трудно воспринимать радио-сингл серьезно…
И это урок для домашних звукооператоров (даже для тех из нас, кто не пишет поп-музыку), который повторяет одно из основных правил микширования: если эффект значительно изменяет звук трека, особенно если это такой важный элемент как ведущий вокал - убедитесь, что изменение улучшает песню, прежде, чем пустить это в микс.
* Йодль - манера пения, характеризуемая быстрым переключением между фальцетными и грудными звуками. Яркий пример пения йодлем - вокалистка группы Cranberries.
Автор: Des McKinney. Перевод местный. Ссылка на оригинал статьи
Метки: вокал, работа со звуком
Эта запись была опубликована 12.09.2008 в 16:28. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Поделиться с друзьями:





15 сентября, 2008 в 16:53
Йодль- наверное не просто так петь?
24 сентября, 2008 в 16:51
Прикольная статья…Лично я пользуюсь автотюном только в случаях, когда отклонение от ноты менее, чем четверть тона, иначе он просто начинает ровнять ноту в другую ноту)))))…А если все так плохо с вокалом, беру Мелодин, и делаю полную нотную редакцию)))
1 октября, 2008 в 15:07
хорошая статья. Но думаю в некоторых треках auto-tune применен как эффект, к примеру трек T-Pain - очень приятная обработка auto-tune’ом.
17 октября, 2008 в 4:52
джеймс хетфилд из металлики очень жутко обработан на концерте с сифоническим оркестром, шер отдыхает))
а вот лавинь нормально получилось, классическая обработка. слышно не не пошло. такой ПОП де-факто
7 ноября, 2008 в 17:48
у T-Pain - I’m Sprung, как спецэффект-прикольно звучит!
20 ноября, 2008 в 16:38
Шер - жерта… Странное утверждение… В частности этот эффект помог этой жертве стать самым продаваемым синглом в 1998 году, опередив даже главного конкурента - сингл Celine Dion ‘My Heart Will Go On’. Не слабая такая жертва, вошедшая в история с таким шиком… Нам до таких жерт явно далеко пока…
20 ноября, 2008 в 17:18
Неверно понятое предложение - не признак неправоты автора. Зато, видимо, прекрасный повод для возмущения
25 ноября, 2008 в 6:35
Да, а я щас качаю auto-Tune, а автор тока настрой на скачку снизил. Ну посмотрим как прога работает, хотя она мне и некчему
20 декабря, 2008 в 17:30
Статья- руководство как запороть качественную попсу)
22 декабря, 2008 в 0:43
Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=20.0