Спектроанализаторы значительно упрощают процесс сведения, позволяя делать более обьективную, подкреплённую визуально эквализацию. Чем может быть полезен анализатор спектра в сведении? Чем они различаются? Где скачать спектроанализатор? Как обычно, обо всём по порядку.
Для начала, небольшой обзор и сравнение vst анализаторов, которыми я пользовался.
Waves PAZ Analyzer ($200, ссылка)
Прекрасный, динамичный1 анализатор. Это первый мой vst, и с ним я проработал долгое время, пока не появилась потребность в более точном приборе. Дело в том, что минимальный шаг измерения PAZ Analyzer’а в низкочастотной области (кнопка «LF res.») равен 10Гц, и этого катастрофически нехватало. В поисках бесплатной альтернативы, я наткнулся на
Voxengo SPAN (Free, скачать)
Простой и точный анализатор от отечественного производителя. В нём достаточно настроек, чтобы отображать данные так же, как и PAZ Analyzer, но есть существенный (для меня, по крайней мере) недостаток, из-за которого, я перестал им пользоваться: при высоких значениях FFT2, интерфейс жутко тормозит, прямо слайд-шоу…
Blue Cat’s FreqAnalyst Multi ($89, скачать Demo)
Этот анализатор я нашёл совершенно случайно, перейдя по чьей то рекомендательной ссылке. Он клёвый При относительно невысокой стоимости, имеет демо-версию без ограничения по времени пользования или функционалу (единственное ограничение заключается в том, что в демо-версии программа переключается в режим bypass на 5 секунд, через каждые 40 секунд работы). Плюс, красивый интерфейс с быстрым обновлением кривой, высокую точность и море функций, вплоть до возможности высчитывать разницу в АЧХ нескольких сигналов.
Выбор сделан, но оставался один момент, который меня беспокоил. Я привык к анализатору PAZ и его отображению АЧХ. SPAN и FreqAnalyst же, отображали кривую… как то не так. Анализатор от Waves «видел» большинство студийных миксов как горизонтальную прямую, но его «конкуренты» - почему то с подъёмом в низкочастотной области и завалом на высоких частотах, хотя на слух этого не воспринималось. Кому (чему) верить?
Разобрался я достаточно быстро, решив протестировать анализаторы шумом - сигналом, занимающим всю полосу частот. В поисках звуковых сэмплов шума, я наткнулся на статью в Википедии, в которой упоминалось о цветах шума. Как же я сразу не догадался! PAZ имеет логарифмическую характеристику отображения АЧХ, что соответствует горизонтальной прямой при измерении розового шума. Анализаторы SPAN и FreqAnalyst по умолчанию «откалиброваны» белым шумом. Исправить это легко, благодаря регулятору Slope, изменяющему наклон кривой АЧХ:
Итак, с инструментами для анализа и их особенностями мы более-менее определились. Что дальше?
Работа со спектроанализатором
Меня долго просили написать о работе с анализаторами, и одна из причин, по которой я долго этого не делал - отсутствие предмета для объяснения. Действительно, работа с анализатором настолько проста, что её можно описать буквально в двух действиях: смотрите на график, крутите эквалайзер
Но всё же, кое-что попробую систематизировать.
1. Слышим неслышимое
Ультразвук и инфразвук не всегда заметны на слух, но их присутствие в миксе, может запросто перегрузить звуковоспроизводящую аппаратуру. Анализатор в мастере поможет этого избежать. Грубо говоря, все частоты ниже 20Гц и выше 20кГц, можно считать паразитными3.
2. Убираем лишнее
Одно из ключевых действий при сведении - это эквализация, с помощью которой мы вырезаем лишние частоты в звуке одних инструментов, освобождая пространство для других. Яркий пример - звук рояля, в котором присутствует большое количество низких частот, способных запросто перекрыть бас гитару или контрабас:
На скриншоте, спектр рояля при звучании самой верхней До. Как видите, спектр даже самой высокой ноты, занимает очень широкий диапазон, вплоть до самых низких частот. Как эти показания использовать на практике? Предположим, у вас есть бас с отличным звучанием, который неразборчиво звучит с миксе. Вы просматриваете спектроанализатором каждый инструмент и, доходя до звука рояля, понимаете, что он как раз и мешает басу, перекрывая своими обертонами основные частоты инструмента. Очевидно, что следующий шаг - это эквализация, с вырезанием низкочастотного диапазона рояля на столько, чтобы освободить достаточно места для баса, но не настолько много, чтобы потерять глубину звучания первого.
3. Точная эквализация
Благодаря спектроанализатору, вы можете более точно эквализировать инструменты, вплоть до увеличения/уменьшения уровня конкретных нот и частот. Например, при настройке де-эссера, вы можете точно узнать проблемную частоту. Достаточно проанализировать небольшой отрезок вокальной партии с нужными буквами:
На скриншоте видно два пика, но в динамике заметно, что в словах с проблемными «ж» и «ч», график «прыгает» именно на 6400Гц. На эту частоту я и настроил де-эссер.
Маленькое напутствие
Пользуясь анализаторами, не забывайте про уши. Если вы слишком много занимаетесь рисованием кривых и разглядыванием графиков - вы идёте по ложному пути. Слух - наше всё.
1 Естественно, я имею ввиду частоту обновления интерфейса - скорость и плавность, с которой «пляшет» кривая.
2 FFT (быстрое преобразование Фурье) - алгоритм разложения сигнала на частотные составляющие. Размер FFT - это количество точек отсчёта при вычислении. Грубо говоря, чем больше размер FFT, тем точнее измерение.
3 Здесь есть небольшая заминка. Некоторые анализаторы не отображают значения ниже и выше этих частот.
Метки: сведение, скачать бесплатно, спектроанализаторы
Эта запись была опубликована 09.05.2009 в 0:26. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
14 мая, 2009 в 11:25
Очень хорошая статья. Спасибо. Хотелось бы узнать ваше мнение о таких анализаторах, как iZotope ozone и Flux Pure
15 мая, 2009 в 15:21
Про указанные вами анализаторы сказать ничего не могу. Я ими не пользовался
22 мая, 2009 в 17:16
Спасибо огромное Мах!
Все статьи отличные!
Кратко, лаконично и очень грамотно!
Низкий поклон за труд.
27 мая, 2009 в 5:22
Izotope Ozone - не использовал, как анализатор, хотя, в нем масса другого, что делает его чуть ли не самым крутим плагином. Пользуюсь AIXcoustic.Electri-Q, как еквалайзером (самый удомний, на мой взгляд), и там же есть и анализатор
2 июня, 2009 в 19:22
А мне понравился штатный анализатор Ableton Live т.к. в нем есть одна очень приятная мелочь - можно увидеть тон интересующей частоты.
15 июня, 2009 в 21:45
Юзаю Visualizer от Nugen Audio: http://pcmusic.ru/nugen-audio-visualizer-vst-17
Быстрый, лёгкий, бесплатный, легко настраивается. Можно заодно и фазу смотреть, и частотную разницу между каналами, и много чего ещё.
6 августа, 2009 в 8:03
Друзья , а как же Inspector ???
2 ноября, 2009 в 7:16
“меня долго просили написать о работе с анализаторами, и одна из причин, по которой я долго этого не делал - отсутствие предмета для объяснения”
Ну уж ладно, “отсутствие предмета для объяснения” это уж слишком загнул, например режимы работы СА о них сказано только в спец книгах, так в статьях в инете мне лично на глаза не попадалось, что б кто чётко объяснил в каких случаях лучше использовать Blackmann, Harris и т.д. или та же наклонная 3дб/октава, 4,5-9дб/октава, про тy же callibration нефига не ясно. Да много чего непонятно.
7 декабря, 2009 в 4:36
Blue Cat стал бесплатным (правда в бесплатном исполнении анализатор немного не похож на тот что на скриншоте мне кажется) он распространяется в паке с еще несколькими плагинами, я недавно скачал с их сайта - работает отлично: http://www.bluecataudio.com/Products/Bundle_FreewarePack/
1 сентября, 2010 в 6:38
На мой взгляд, не раскрыта сама суть работы с анализаторами спектра - это то, КАК определить выпирающие частоты. Для многих людей это просто прыгающий график, ни о чём не говорящий…
1 сентября, 2010 в 13:04
В третьем пункте это описано, разве нет?
10 сентября, 2010 в 1:39
Я скачал blueCat! а как запустить-то? В программах есть только унинстал.. в папке только dll всякие. помогите..
10 сентября, 2010 в 1:41
PS у меня Windows 7 64.. может в ней не работает?
10 сентября, 2010 в 2:01
скачал VST_Bridge_v1_6 для винампа и запустил))) Я так понимаю - всё равно чем запустить… лишбы работало? или есть разница?
10 сентября, 2010 в 12:30
Shest, статья про vst плагины, в “программах” их и не будет: http://recording-studio.ru/2008/06/09/chto-takoe-vst-dxi-standalone-v-dvuh-slovah/
10 сентября, 2010 в 18:00
Спасибо Мах) я запустил через винамп.. но я вижу плавающий грфик только от воспроизводимых в винампе песен(( Порекомендуй, через какую программу лучше запустить плагин, что б график рисовался от микрофона.. за ранее благодарю.
12 сентября, 2010 в 0:47
Shest, знаю точно, что Sonar и Samplitude позволяют использовать эффекты в реальном времени для внешних источников. Но думаю, это умеют любые программы звукозаписи.
29 октября, 2010 в 1:46
Все замечательно, кроме главного: как пользоваться? В Voxengo SPAN файл я так и не смог загрузить…
23 марта, 2011 в 18:46
как скачать??
28 сентября, 2011 в 2:17
я конечно извиняюсь, может я один такой тупой, но мне непонятно как установить анализатор Voxengo SPAN при наличии в архиве только dll файла? если это плагин к какой-то проге, то к какой? В гугле все обсуждают как настроить его под то, под другое, но хоть один бы спросил как его установить!!??
28 сентября, 2011 в 10:35
Дмитрий: http://recording-studio.ru/2008/06/09/chto-takoe-vst-dxi-standalone-v-dvuh-slovah/
5 апреля, 2012 в 5:50
Эх, молодёжь, молодёжь! dll файлы помещаются в папку с VST плагинами. Aline, в Voxengo SPAN не нужно загружать файл, Voxengo SPAN добавляется на трек в Вашей студии и анализирует воспроизводимый там аудиофайл.