Автор: Maxim Kokarev | 03.08.2009 | 6:18 | В рубриках: Статьи

Многие и многие записи с плохим сведением, которые я слышал, объединяет один момент. Проблема с басом. Не басом, а низкочастотной областью. Причины могут быть разными: плохой контроль, плохие уши или плохие руки… (плохое настроение, плохая программа- продолжать можно долго). Вместо того, чтобы искать отговорки или виновника в ваших проблемах со звуком, предлагаю практический пример обработки одного из главных элементов в низкочастотном диапазоне - бочки.

Гудящая, невнятная бочка может не только потеряться в миксе, но и превратить в кашу бас или всю низкочастотную область. Важно понимать, что бочка - это не источник низкочастотного звука, а скорее, источник «ударной энергии». И все попытки нарулить убедительную бочку, путём добавления низких частот эквалайзером, напрочь забыв об остальных инструментах в миксе, вряд ли приведут к хорошему результату.

В качестве примера, я взял бочку из мультитрека нашего барабанщика.

Исходник (мп3, 330кб)

При довольно неплохой атаке, бочка имеет странный, «плюхающий» звук. Если посмотреть на спектроанализатор, видно, что бочка занимает приличную область в нижнем диапазоне, при том, что основной тон бочки находится в районе 120Гц.

Поскольку барабаны писались в маленькой комнате, первым предположением по поводу происхождения «всего, что ниже», было то, что это отзвук помещения. На самом деле, это может быть всё что угодно. Характер звучания самого барабана, неверное расположение микрофона - не важно.
Неожиданно для самого себя, я быстро нашёл простое и эффективное решение: вырезать низкие. А потом снова добавить. Глупость?

Как я говорил выше - отношение к бочке, как к ударному элементу, а не низкочастотному источнику, поможет получить верное направление в обработке. Это кажется необычным, но вырезание низких частот даёт больше возможностей для управления низкими частотами.

Проверим на практике.

Для обработки я использовал эквалайзер Q10, сделав хитрый финт: для большей крутизны, включив два фильтра с одинаковыми настройками (полосы 1 и 2). Фильтр 4 делает звук менее бочковатым, но его наличие необязательно. Фильтр 7 выделяет щелчок, о подобной настройке уже упоминалось здесь.

Одного эквалайзера мне показалось мало, для получения чёткого, короткого щелчка, я использовал компрессор. В его настройках нет ничего особенного, отмечу лишь пару моментов. Я использовал режим Soft Knee, поскольку бочка неоднородна по уровню, а режим «мягкой компрессии» обрабатывает сигнал разного уровня с разной интенсивностью, делая звук бочки, как мне кажется, более равномерным от удара к удару. Параметры Attack и Release я настраивал на слух, игнорировав какие-либо технические моменты. Интересная практика.

Далее, чтобы восполнить потерянные низкие частоты, вслед за компрессором и эквалайзером, я включил гармонический возбудитель D82 Sonic Maximizer.

Результат (мп3, 330кб)

В чём подвох? Нафига вырезать низкие, если потом они всё равно добавляются?
Думаю, третий раз повторять нет смысла. Всё дело в подходе. В результате этой обработки, мы заменяем «какую-то малозаметную низкочастотную муть» на динамичные низкие частоты. Интересная картинка получаетя и на спектроанализаторе:

Сравните со спектрограммой выше (ещё нагляднее это видно в динамике) - визуально, бочка занимает меньшую низкочастотную область и более подвижна. Кроме того, в низком и инфранизком диапазоне частот нет того, что может перегрузить микс или лимитер на мастер шине, или даже ваши динамики.

Напоследок, ещё один фокус. Какой результат мы бы получили, просто добавив низких частот (в цепи эффектов только D82):

D82 (мп3, 330кб)

Сравните этот пример с результатом полной обработки, прикоснувшись рукой к динамику акустической системы, и вы почувствуете, в чём отличие низкочастотного гула от уверенного удара.

В заключении, несколько мыслей.
Есть мнение, что то же самое может сработать и с мутным басом.
Вместо D82 можно использовать Maxx Bass или просто параллельную компрессию.
У этого способа есть и недостаток - в зависимости от применяемой обработки, звук в той или иной мере теряет долю естественности.

Важное замечание. Настройки эффектов, приведённые в статье, подходят только для трека в примере. Для другого звука, возможно, потребуются другие настройки, другие эффекты, или даже другой подход. Не занимайтесь тупым копированием пресетов. Больше слушайте и анализируйте.

Метки: , , ,

Эта запись была опубликована 03.08.2009 в 18:38. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

12345 средняя оценка: 4.02

37 комментариев к “Делаем “сухую”, “твёрдую” бочку”

  1. ч-ч-ч-ч Пишет:

    спасибо за идеи! я тоже подрезаю низы у бочки (от 40Гц примерно), и насыщаю её с помощью Waves RBASS, частоту подбираю на слух, чтобы бочка лучше срослась с басом, интенсивность большая не требуется, -8 для меня максимум. По эквализации нижняя середина подрезается всегда - меньше мути, больше глубины, мощи. щелчок подчёркиваю по вкусу, не люблю диапазон 2-4kHz, обычно ищу частоту ближе к 6 килам. компрессоры для бочки люблю разные, в последнее время прикололся по компрессору из третьего T-Racks, он имеет очень гибкое управление, и звучит прозрачно, будто сам барабанщик прибавил в технике и весе:)
    самый шик получается, если бочку гейтануть, и обработать параллельно. тут нужен жёсткий “мясной” компрессор (вариантов куча), подавлением до 20dB и более. и после него, в чём вся фишка, ставлю эквалайзер, где поднимаю интересные частоты, обычно снизу и сверху. параллельную дорожку подмешиваю аккуратно, чтобы её было слышно, но перекомпрессия не ощущалась.

  2. Dir Пишет:

    Отлично)) Спасибо за статью))

  3. Dir Пишет:

    еще бы статью на бас-гитару на примере к этим же барабанам)) если уж так пошло.

  4. Анатол Пишет:

    Профессионально ! Без воды и лажи.

  5. Dmitry Пишет:

    из глубоко личного, кратко:
    делаю отдельный трек бас-бочки (копия основного), обработанной параметрич. EQ (с хорошим пиком на 100 Гц), по баллансу данное выравнивается относительно всей(!) пачки, т.е. весь микс “нанизывается” на эту бас-бочку” (”сырая” бочка при этом “хлюпает” где-то в верхней середине).
    BAS: парам. EQ 110-120 Гц, и по желанию: задрать 1-1,5 кГц, провалить 250 Гц, +компрессор, лимиттер (всё что угодно, чтоб не было провалов в динамике)

  6. eldar Пишет:

    статья в стиле всего сайта, точно в цель!

  7. Andreysloganof Пишет:

    с озвучкой будет лучше…Slog…/bez uprёкоf / ничё не увидел…

  8. Andreysloganof Пишет:

    Где промышляешь…мож примешь на работу…

  9. Andreysloganof Пишет:

    Али ты так…чисто троха для себэ…

  10. Admin_Max Пишет:

    Только для себя. Если не считать редких заказов на сведение :)

  11. nrq Пишет:

    Спасибо, Макс!
    Сейчас, вот, прочёл и эту статью. :)

  12. ruff Пишет:

    Спасибо за статью! Попробовал, был приятно удивлен результатом!

  13. Максим Пишет:

    Я часто слышу, что ударные компрессируют на фоне гитар (по крайней мере, в хард-роке).
    То есть, не звучит гитара - барабаны звучат громко, отчетливо слышно рабочий, хет, тарелки. А когда гитара звучит - все чуть размывается. Как этого добиться?
    (Можно на эмайл - evermore93@mail.ru)

  14. ууп Пишет:

    Лимитер на мастер шине.

  15. Максим Пишет:

    Можно подробнее?

  16. ууп Пишет:

    Да куда ещё подробнее. Это не какая-то особая техника - любой микс при лимитировании будет звучать подобным образом.

  17. Максим Пишет:

    Как в Adobe Audition это сделать? Или это в хост программе?
    Я так понимаю, что это не просто жесткий лимитер на трек целиком?
    Ведь тогда просто получиться “каша” :)

  18. Максим Пишет:

    Понял, просто нужно меньше процент лимитера делать

  19. Евгений Пишет:

    Не, результат не очень…
    Куда лучше (наверное только кроме джаза) американская четкая, внятная бочка. Со щелчком. Такая и в современной поп-музыке и в рок хорошо приходится :)

  20. Supersonic Пишет:

    Все супер.Очень толково и внятно. Вопрос - почему забыли про трек Рум? в драмсах важна иллюзия обьема помещения - если можно подробнее как и что, + можно ли играя ревером на рабочем добавить мягкости вот этой натуральной комнатной (если нет отдельного рум трека) ? Речь идет о гейтированном плейте

  21. ч-ч-ч-ч Пишет:

    имхо, для этой цели больше подходит рум или холл.

  22. Admin_Max Пишет:

    Supersonic, про рум говорится здесь: http://recording-studio.ru/2009/09/15/svedenie-barabanov-vzglyad-s-drugoy-storonyi/
    В статье выше говорить о рум треке немного неуместно, здесь речь, всё же о способе получения твёрдости бочки.

  23. Настя Пишет:

    как скачивать эту програму люди объясните???)))))))я тупенькая)))))))))))ХД)))))

  24. Nikolas Quemtri Пишет:

    Сейчас снова просмотрел эту статью и пришёл к выводу, что использую очень низкие бочки: основной тон сосредоточен на 80-90 Гц.

  25. StepanPimenov Пишет:

    Дружище, ты большой молодец!
    Я специально зарегистрировался, чтобы выразить тебе свою благодарность! ) эксперементируешь, развиваешь мысль…. а самое главное - делишься опытом! Целое практическое пособие по обработке бочки!)) респект и уважуха от звукорежиссёров))

  26. Zackmusic.ru Пишет:

    Спасибо за статью!

  27. Иван Пишет:

    О, отличная статья, ну как мне показалось, то в последнем результате можно было бы немножко хвост подрезать, ну я незнаю, поправь меня если не прав.

  28. Admin_Max Пишет:

    В последнем, это в “D82″? Так это не результат, скорее, худший вариант к которому можно прийти, используя только энхансер. А так - бочка в примерах выше достаточно короткая, резать её я стал бы только в сверхбыстрых партиях.

  29. Сергей Пишет:

    Да, совсем другое дело! Теперь моя бочка звучит гораздо лучше! Спасибо!

  30. Глеб Пишет:

    На вашем сайте нашел нужную информашку. Спасибо!

  31. eLDeus Пишет:

    Спаси.. свое что-то… кхм.. Благодарю, автор!)

  32. Горын Пишет:

    Мне не понравился вариант после обработки совсем… У меня лучше получается, только описывать кайфалом…

  33. Вадим Пишет:

    как можно сводить эмпэтрюху?куда с ней потом суваться то?

  34. Admin_Max Пишет:

    Вадим, никак неможно :) А кто сводит, и какое отношение это имеет к статье? :)

  35. vluk5 Пишет:

    плохие руки, интересная тема.

  36. Вадим Пишет:

    да не,никакого…просто так написал…

  37. Тёмка(Chor one bass) Пишет:

    Хорошая статья! Давно практикую…делаю несколько подругому…использую Hard kick и Bass dram…у хард кика вырезаю область 0-120Гц(басс)….а у бас драма толька эта область и остаются (средние и высокие все срезал)….немного компрессора и супер кик)….для челчка использую именно хард кик — они более такие клубные….более четаемые в роле кика…использую в хард,юплифтинг(эпик) трансе)…

Написать комментарий