Автор: Maxim Kokarev | 11.07.2008 | 11:23 | В рубриках: Статьи

Это уже стало обычним делом – просматриваю гитарный форум, вижу сообщение типа «зацените звук моей новой примочки» или «зацените риф» и вложенный сэмпл. Качаю мп3, слушаю…
Подобное звучание я попробовал сымитировать:

Скачать мп3 (115Кб)

Страшно? :) Грохочущая, неразборчиво звучащая гитара, с режущим слух «песочным» верхом, вызывает улыбку. Естественно, желание оценивать звук или материал, напрочь отпадает. А ведь люди умудряются с такими гитарами альбомы писать…

В каком направлении двигаться?

Конечно же, если вы хотите получить мощные гитары, при эквализации вы интуитивно добавляете низкие частоты. А потом, ещё и «высоких» - чтобы звук позлее был. Подобное звучание, несомненно, произведёт впечатление на друзей или соседа по площадке – но это совсем не то, что нужно для создания качественного микса! В музыкальном контексте, подобный звук гитары просто неуместен - послушайте пример ниже:

Скачать мп3 (134Кб)

Этот гитарный трек настолько плох, что в нём тонут бочка и тарелки. Кроме того, в этой звуковой каше, режущей слух обилием высоких и низких частот, сложно разобрать даже гитарный звук, плюс, исходный трек плохо ложится в микс – при прослушивании создаётся впечатление, что гитара звучит (точнее «жужжит») отдельно от остальных инструментов.

Между тем, жизненно необходимые «глубина» и «разборчивость» гитарного саунда, находятся в среднечастотном диапазоне:

Скачать мп3 (129Кб)

Абсолютно одинаковые треки барабанов и баса, но этот вариант заметно «шире» и «мягче»: гитарные партии звучат убедительно, разборчиво и, в то же время это не режет слух, как в предыдущем варианте. Отмечу, здесь я не добавлял низких частот на гитарах, а наоборот – вырезал.
Так откуда берётся мощь гитарных треков, если не добавляются низкие частоты? Как добиться разборчивых гитар в миксе?

Микрофон vs. Комбик

Поскольку основной характер звука формируется гитарным оборудованием, важно сразу записать его хорошо, не полагаясь на улучшение звука при сведении. Для этой записи я использовал комбик, снимая звук микрофоном. Если вы впервые сталкиваетесь с подобным способом записи, и у вас возникают вопросы вроде «куда подставлять микрофон», примеры ниже помогут разобраться:

Настройка микрофона

……Пример 1……..Пример 2 …….Пример 3 (110Кб)

Каждый из трёх звуковых примеров соответствует определённому положению микрофона. Обратите внимание: при движении к краю динамика, звук становится более мягким и менее выразительным. Поняв этот принцип, вы можете легко управлять характером звука простым перемещением микрофона. Обычно я ставлю микрофон, ориентируясь, примерно, на половину диффузора (второй вариант). Это позволяет добиться в меру агрессивного звука с обилием «тёплых» средних частот.

Громко или очень громко? (ручка Volume)

«Раскачка» усилителя даст лучшее соотношение сигнал/шум, кроме того, в звуковом тракте появится больше дополнительных гармоник (искажений), которые возникнут благодаря перегрузке выходного каскада усилителя и динамика.
При записи «громкого» комбика есть небольшие поправки к расположению микрофона: на больших уровнях громкости, динамик будет сильно «хлопать» задувая микрофон, тем самым, внося низкочастотные искажения. Чтобы от этого не происходило, достаточно развернуть микрофон под углом, примерно, 45 градусов:

Расположение микрофона

Но есть и другие сложности при записи комбика на большой громкости:
1. Есть вероятность побеспокоить соседей и домочадцев
2. Не все усилители звучат лучше на предельных уровнях громкости
3. Будьте уверены, что микрофон и предусилитель выдержат большие уровни сигнала, не перегружаясь со щелчками и/или треском.
4. Высокий уровень громкости может создавать паразитные резонансы и реверберацию помещения.
5. При записи на большой громкости меняется звуковое восприятие: поскольку грохот комбика (стэка) вы будете ощущать всем телом, при прослушивании гитарного трека в мониторах или наушниках звук будет значительно отличаться.

Я не пишу гитары очень громко, поскольку нахожусь в хороших отношениях с соседями, кроме того, меня полностью устраивает звук моего комбика на небольшой громкости. Мой уровень – это уровень громкой человеческой речи. Этого достаточно, чтобы получить приемлемое соотношение сигнал/шум и не побеспокоить соседей.

Уровень искажений (ручка Gain или Distortion)

Трудно удержаться от соблазна «навернуть» побольше гейна, но не всегда высокий уровень перегрузки даёт лучшее звучание. Послушайте два примера ниже:

High Gain (211Кб)

Low Gain (211Кб)

Очевидно, что ритмическая партия с меньшим уровнем дисторшн (Low Gain) даёт более «рассыпчатое» и динамичное звучание с выраженной атакой, что особенно хорошо заметно при игре пиццикато (я имею ввиду глушение ладонью - Palm Mute).
С другой стороны, если вы пишете соло, высокий уровень Distortion даст превосходное «плотное» и «гладкое» звучание.

Эквализация.

Для начала, давайте послушаем необработанный, «сырой» трек и отметим для себя частоты, которые нуждаются в эквализации.

Гитарный трек до эквализации (110Кб)

Самое первое, что бросается в глаза (точнее «в уши»), это бубнящие низкие частоты. Второе замечание определяется, скорее, индивидуальным восприятием: на мой вкус, не хватает «яркости» на высоких частотах.
Чтобы определить нужные частоты, воспользуемся спектроанализатором:

Анализатор спектра до эквализации

Хорошо виден «горб» в районе между 60-230 Гц – первый повод для обработки эквалайзером. Я использовал следующие настройки eq: Freqency = 120 Гц, Gain = -9 дБ, Q = 1,8.
Для «ясности», я добавил немного на 4300 Гц: Gain = +5 дБ, Q = 1,7.
Обращу ваше внимание: высокочастотный диапазон выше 5000 Гц остался нетронутым, поскольку поднятие этих частот добавит ненужного песка к гитарному звуку.
Послушаем результат…

Гитарный трек после эквализации (110Кб)

…и обратимся ещё раз к анализатору спектра:

Спектрограмма гитары после эквализации

Спектрограмма стала более ровной по всему диапазону инструмента, но я всё же оставил небольшой подъём в низкочастотной области, чтобы вместе с паразитными частотами не подавить основной тон (два пика на, примерно, 80 и 160 Гц – основной тон и гармоника).

Трюки и стандартные советы при сведении.

Дублирование гитарных партий с жёстким панорамированием – то, что я всегда делаю. Это позволяет получить мощный, «обволакивающий» гитарный саунд. Создать дублированные треки можно несколькими способами:
1. Дважды записать гитарную партию, «раскидав» её по каналам при сведении (как это сделал я).
2. При наличии сплиттера и нескольких гитарных комбиков/процессоров/примочек, вы сможете за один проход записать партию левого и правого каналов, используя разные приборы для разных каналов. Например, в левый канал пустить звук Mesa Boogie, а в правый – сигнал с Marshall’a. ;) Или, на худой конец, пустить звук примочки в левый и процессора в правый каналы…
Второй способ экономит время, но он даёт менее достоверное разделение, в то время как хорошая реализация первого способа требует определённого уровня подготовки – будьте уверены, что сможете сыграть одинаково чисто и ровно обе партии.

Кстати, о ритме. Гитарные партии смогут передать значительно больше энергии, если будут хорошо сливаться с ритм секцией (барабанами и бас гитарой), иными словами – всегда играйте ровно.
Думаю, вы знаете, как настроить гитару - так не забывайте это делать перед каждой записью! Именно благодаря точной настройке гитар и баса, можно добиться их полного слияния в миксе, что придаст дополнительную уверенность вашим партиям.

Аккуратно используйте эквализацию. Всегда есть желание сделать звук «помяснее», но не забывайте, что характер гитарного звука формируется ещё до записи на трек, и добавлением низких частот, вы добьётесь только мутного, бубнящего низа. С другой стороны, подрезав гудящие низкие частоты, вы освободите больше пространства для ударной силы бас гитары и бочки.

Метки: , , , , , , , , , ,

Эта запись была опубликована 11.07.2008 в 23:54. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

12345 средняя оценка: 4.58

34 комментариев к “Запись Гитары. Микрофоны, Комбики и Эквализация”

  1. Strom Пишет:

    Классная статейка, какраз хотел засесть за запись гитары. Статья оказалась очень кстати. Автору респект !!

  2. Arseny_54RUS Пишет:

    Про эквализацию нашел кое-что полезное. Классная статья!

  3. Иван Пишет:

    блин , ваще много нового узнал….пошел применять все на практике

  4. Dee-Dee Пишет:

    Очень хорошо, автор молодец.

  5. Гена Пишет:

    а ещё сейчас появилось несколько “двухголовых процессоров”, начиная с боца гт8. А каково Ваше отношение к ГитарРиг3? у меня тоже есть и комб и ада и всякого железа, но оно почти всё время на работе, а прописать дома бвает надо…

  6. Admin_Max Пишет:

    Гена, если звуковая карта и мощность компьютера позволяют выставить малую задержку при воспроизведении через гитарриг, то можете попробовать. Я что-то пробовал из него выжать - в сравнении с комбиком, это не звук. В общем остался недоволен.
    про двухголовые процессоры я не понял :) какое отношение это имеет к записи комбика? :)

  7. uraplayer Пишет:

    Крутой звук на домашнем комбике, скажите какой у вас комбик и какой микрофон, а также расстояние от микрофона до колонки?

  8. Admin_Max Пишет:

    uraplayer, спасибо за комплимент. оборудование на записях выше - это мой самодельный комбик, микрофон shure sm57 (до него некоторое время записывался на китайский за 2 бакса - огромной разницы в звуке небыло), расстояние от микрофона до мембраны динамика очень маленькое - 1-2 см. считаю, именно близкое расположение микрофона даёт такой характер звучания, плюс, агрессивное звукоизвлечение (проще говоря, я сильно бил по струнам :) ).

  9. talion_master Пишет:

    И все же что вы думаете по поводу эмуляторов в частности Line 6 POD X3

  10. Admin_Max Пишет:

    У меня был POD 2.0. Ужас. Незнаю, за что его хвалят… Эмуляторы я как то недолюбливаю, по крайней мере, из того что слышал - ни один не давал читаемого звука при игре аккордами/интервалами. Полагаю, процессоры с аналоговым преампом могут давать хороший, читаемый звук.

  11. kudryav1y Пишет:

    Вот это я понимаю статья! Всё доступным языком написано, автор молодец. Слышал про подобные вещи. Такой вопрос: на транзисторе можно добиться мягкости лампового комбика? и какой у вас?

  12. Admin_Max Пишет:

    У меня ламповый. Вообще, я не люблю темы вроде “цифра или аналог”, “лампа или транзистор”. Подобные вопросы вызывают много споров и ни к чему не приводят. Но. Я длительное время играл через процессор и был доволен. Пока не сравнил :) Вот и вам советую: слушайте, сравнивайте. Лично мне из транзисторных сильно нравятся перегрузы Peavey Bandit 112 (предполагаю, так же звучит вся серия TransTube) и Fender Frontman 25 (имхо, очень хорош для соло). Очень хорошие комбики для игры “напрямую”, без дополнительных примочек.

  13. Seraf Пишет:

    А какой спектроанализатор Вы используете? Красиво так всё показывает=)

  14. Admin_Max Пишет:

    Это Waves PAZ Analyzer.

  15. Seraf Пишет:

    Большое спасибо! Отличные у вас статьи, мне, как начинающему, очень помогают!

  16. Dark Vins Пишет:

    Даааа статейка интересная… очень даже! ….Хотите сказать смысла брать Шуровский микрофон нет? можно и более дешёвым вариантом обойтись? Ещё вопрос …а Комбик с ламповым преампом 12 Вт и восьмидюймовым динамиком Celestion подойдёт для записи? (Kustom12Tube)
    И ещё вопрос …Мне сказали что с комбаря писать гитару надо тремя микрофонами!!! Это ещё зачем? Видел как Эрно Вуаринен из гр. Nigthwish пишеться двумя Шурами! но это ведь двумя , а не тремя!!! для чего их так много нужно? Расскажите пожалуйста! заранее благодарен за справку!

  17. Admin_Max Пишет:

    1. Смысл приобретать любое оборудование появляется в прямом сравнении. То есть, послушал оба, не заметил разницы - не потратил деньги впустую. В моём случае - я sm57 покупал себе любимому в подарок. Просто так, мой выбор не определялся ни чем, точнее “потому что см57, чтобы было как у всех” :) Пришлось потратить некоторое время, чтобы привыкнуть к нему. Да, он даёт более яркий звук и лучше передаёт низкие частоты в сравнении с китайским “караоке” микрофоном, но при разнице в цене в, примерно 50 раз (3400 за шур, против 60р. за китайский мик), я не услышал в 50раз лучшего звука.
    2. Для записи подойдёт любой комбик и любой микрофон. Остальное - нюансы :) Кроме того, мощность/”ламповость”/размер динамика - не всегда обьективный показатель качества звука. Слушайте, крутите ручки, повышайте мастерство владения инструментом и звукорежиссуры.
    3. Один из вариантов: Первый микрофон снимает основной звук динамика - он расположен в непосредственной близости к нему.
    Дополнительный микрофон - на расстоянии, примерно, метра - снимает дополнительный обьём, естественную реверберация помещения. То есть в него проникает больше звучания комнаты, и меньше основного звука динамика, в сравнении с первым микрофоном (в аналогии с overhead микрофонами ударной установки).
    Третий микрофон - расположен также как первый, но с обратной стороны динамика (с задней стороны комбика). Его звук немного отличается от первого микрофона и идёт в противофазе с ним. Баланс уровней первого и третьего микрофонов позволяет добиться разных оттенков звучания.
    И, повторю один из своих принципов: количество - не показатель качества. Один, с умом расположеный микрофон, с большей вероятностью даст лучший звук, чем три микрофона, расположеных в соответствии с принципом “потому что так надо/посоветовали”. И это как раз тот случай, когда стоимость оборудования уходит на второй план.

  18. TeRatroN Пишет:

    Спасибо за интересную статью и за саму идею сайта в принципе. Столько полезной информации, да ещё в таком “доступном” для понимания виде я не встречал.
    У меня есть два вопроса, которые мне не дают покоя:
    1. Касаемо эквализации гитары: что в идеале нужно получить в анализаторе спектра на выходе? Максимально ровную кривую, как на примере или просто в данном случае так ровно случайно получилось? Понятно, что всем нравится разный звук, разные стили и т.д., но наверняка существуют какие-то общие для любого гитарного трека “вредные” частоты, которые нужно убрать. Или же просто ровняешь спектр да и всех делов…?
    2. Касаемо сведения: скажем бас-гитары и гитары. Насколько я понимаю, смысл состоит в том, чтобы один инструмент в миксе не мешал другому. Другими словами, чтобы частоты не перекрывали друг друга. Если бы диапазон у этих инструментов был маленький и у каждого свой - проблемы бы не было. А как быть если бас-гитара - основа звука 41-434 Гц, а у электрогитары 82-1,2кГц… Диапазон 82-434 Гц у них совпадает (про обертоны я даже не говорю). И как с ним быть? Вырезать его у электрогитары и оставить это место под бас? Этот вопрос касается в принципе свех инструментов. Как быть? Заранее спасибо!

  19. Admin_Max Пишет:

    1. Анализатор спектра помогает лишь найти конкретные частоты. Например, когда я слышу гул, но не знаю точную частоту - я смотрю на анализаторе и эквализирую, опираясь на его показания. Убираю ровно столько, чтобы этот гул пропал - это уже на слух. Анализатор - замечательная штука, чтобы с ним свериться или снять показания, но категорически не рекомендую выстраивать звук по визуальному показанию! У “правильного” звука зачастую ровный спектр. Я не задумывался, почему так получается, но очевидно, что сильный подьём на любой частоте - это скорее всего, явная ошибка в сведении. Повторюсь, не “ровняйте” звук по анализатору - это не даст хороших резултатов. С другой стороны, хорошо звучащий трек имеет спектр без больших перепадов.
    2. Самый простой способ - развести гитары по панораме влево и вправо, оставив бас в середине. Это также решает частотные конфликты. По эквализации, есть несколько важных моментов: если эквализация делает звучание инструмента неестественным, значит вы на ложном пути. Также, не увлекайтесь именно полным “вырезанием” - вероятно, будет лучше, если вы слегка убавите лишние частоты. Кстати, бас звучит лучше, разборчивее и даже мощнее в миксе, если ему добавить широкую полосу в районе 1-4кГц, не добавляя низких частот…
    Да и вообще, не стоит зацикливатья на “конфликтных” частотах. Если частоты баса и гитары пересекаются, и это звучит хорошо, я ничего не меняю. Это даже придаёт дополнительную плотность связке баса и гитар.

    У меня дежавю :) По моему я об этом уже где то писал…

  20. TeRatroN Пишет:

    Спасибо!
    Дежавю =)) Я перелазил все - подобных ответов не нашел. Хотя что-то в этом роде было =))
    Очень приятно, когда твой вопрос не остается без внимания, когда на него дан развернутый, доступный и квалифицированный ответ.

  21. Spyart Пишет:

    Большое спасибо за статью!) Все-таки есть один вопрос.
    Пробовал как-то писать через микрофон Shure Beta (за 2100 китайский) и комбик Randall 30вт транзистор. Как записал, начал прослушивать и о ужас! Очень яростные клики от микрофона! Причем громкость была как раз не громкой. С чем это может быть связано? Из-за того, может быть, что, например у меня Audigy и я не использовал преамп?) Да, пишу не через микшер, сразу в звуковуху. Знаю, что не правильно, но все же хотелось точно узнать в чем причина)

  22. Admin_Max Пишет:

    Spyart, скорее всего, завышен уровень записи. Обращу внимание, он регулируется отдельно от уровня микрофонного входа и общего. То есть, вы можете слышать звук нормального уровня, а на запись пойдёт завышеный.

  23. Alexander Пишет:

    Спасибо Вам, Макс, за отличный сайт! Мой вопрос таков. При подзвучке комба вторым миком сзади получаем, как Вы сказали сигнал в противофазе к основному. Нужно ли его обрабатывать и как, для того, чтобы сигналы не гасили друг друга? Спасибо.

  24. Admin_Max Пишет:

    Александр, задний микрофон - это, всего лишь, другой тембр и перевёрнутая фаза. Таким образом мы получаем решение “хороший микрофон-плохой микрофон” (в аналогии с “хороший полицейский-плохой полицейский”) :) То есть, у вас есть два трека, балансом которых вы будете получать нужный звук - ведь теперь есть выбор, какой микрофон брать как основной, к которому будет подмешиваться звук второго микрофона.
    Фазу “заднего” микрофона желательно перевернуть, но если звучит хорошо с инвертированной фазой, то почему бы и не оставить всё как есть…

  25. Roman Пишет:

    Макс, как у вас получается ,творчеством заниматься и при этом такие полезные ресурсы поддерживать? Хотелось-бы пообщаться но наверно надо в тругой теме форума? Кстате я поклонник Кейк Вока с 96-го года.

  26. Graal Пишет:

    Знаете… на вкус и цвет. Я обожаю цифровой звук и ничего не могу поделать для ню металла самое оно!

  27. Admin_Max Пишет:

    Roman, в том то и дело, что и не получается полноценно заниматься всем сразу. Немного того, немного другого…

  28. Григорий Пишет:

    Привет, не поможите в моем вопросе. Очень рад, что набрел на статью.. Просто сейчас которую неделю пытаюсь добиться нормальной записи от комбика (комбик Vox AC30, preamp dbx 386, Shure 57). Но результат получается как в примере bad mix. Куда только микрофон не сувал:-)). Сигнал на карту поступает с аналогового выхода преампа, вход инструментал. Почему то на выходе и при записи получается чуть перегруженный сигнал, стоит только убрать динамику - сигнал выглядит похоже как на комбике. Преам в “зеленой” зоне, карта, вроде, тоже не перегружается. А звук, все равно, как из задницы? Вот пример, если не трудно - глянете. А то сил уже нет
    http://narod.ru/disk/4264488000/example-03%20(copy%202).mp3.html

  29. Admin_Max Пишет:

    Привет. Лёгкий перегруз есть, но в звуке ничего страшного не слышу. Также, почти идеальная АЧХ по спектроанализатору и отсутствие ограничений самого звука (визуально - в редакторе).
    Судя по всему, звук перегружается в самом воксе. Попробуйте другой вход (например, “normal” - вместо “bright”), или убрать “gain” (ручки volume на каждом из каналов).

  30. Григорий Пишет:

    Большое спасибо за комментарий. Все понял. Просто у меня оказывается карта только с инструментальным входом, сегодня воткнул в линейный и звук стал на место.

  31. Григорий Пишет:

    Привет, еще раз. У Вас нет желания посотрудничать с группой в плане сведения на коммерческой основе? Опыт есть, песен куча, однако в нашем городе нормальная запись и сведение - большая проблема. Сами пытаемся заниматься, но каждый раз понимаем, что звукорежиссером надо становиться и учиться. У нас плохо получается :-)). Загляните на сайт, может поможете?!
    http://vkontakte.ru/club2247497
    http://www.dirigeable.polutona.ru
    http://dirigable.rutube.ru/
    Заранее спасибо за ответ

  32. Григорий Пишет:

    Привет, еще раз. У Вас нет желания посотрудничать с группой в плане сведения на коммерческой основе? Опыт есть, песен куча, однако в нашем городе нормальная запись и сведение - большая проблема. Сами пытаемся заниматься, но каждый раз понимаем, что звукорежиссером надо становиться и учиться. У нас плохо получается :-)). Загляните на сайт, может поможете?!
    http://vkontakte.ru/club2247497
    http://www.dirigeable.polutona.ru
    http://dirigable.rutube.ru/
    Заранее спасибо за ответ

  33. Admin_Max Пишет:

    Григорий, неожиданное предложение… ответил на е-мейл.

  34. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=16.0