Автор: Maxim Kokarev | 28.09.2008 | 7:19 | В рубриках: Статьи

Иногда, идеи для статей появляются в самых неожиданных местах. Идеей этого поста стала переписка в комментариях к статье о записи вокала. Человек с ником FILLosov просил совета, выслав мультитрек своей записи. И эта статья – мой развёрнутый ответ ему, поскольку советы на уровне «повернуть вооон ту ручку и нажать вот эту кнопку» не несут особого образовательного эффекта, того, что могло бы оградить меня от подобных вопросов в дальнейшем.

Анализ.

Оригинальный трек (mp3,794кб)

Прослушав запись с первоначальным сведением, можно сразу выделить недостатки:
1. Нехватка звуковой энергии в низкочастотном диапазоне.
2. Недостаток высоких частот (везде, кроме трека ударных) и выразительности.
3. Странная обработка вокала – это похоже на эффект хорус (chorus), который (на мой взгляд) там совершенно неуместен.

Как избавиться от «эффекта караоке»?

Хороший вопрос, отражающий общее звучание композиции. Вспомнилась старая поговорка «Правильно заданный вопрос содержит половину ответа». Отсюда и очевидный ответ: чтобы не звучало как караоке, инструментам нужно придать форму как живой записи.

Практика.

Барабаны

Трек до обработки (mp3,762кб)

Отмечу то, что мне не понравилось в звуке:
1. «Слабая» бочка.
2. Большой уровень громкости рабочего барабана, с большим пиком на одной частоте.
3. Много средних и высоких частот в хэте. Если бы я пытался обьяснить это на словах, то сказал бы, что открытый хэт звучит «ш-ш-ш», а не «с-с-с». Звук закрытого хэта, наоборот, с избытком режущих слух высоких частот.

Поскольку барабаны были уже сведены на один стереотрек, у меня не было возможности управлять каждым инструментом индивидуально. Я обрабатывал его, мысленно разбив спектр на три частотных диапазона, приблизительно соответствующие диапазонам бочки, рабочего и хэта. Посмотрите на спектрограмму:

Обратите внимание: пик на частоте, примерно, 220 Гц – это тот самый выпирающий пик рабочего, про который я говорил выше.
Эквализация трека барабанов:

Фильтр 1: Обрезаны все низкие частоты ниже 50 гц – фильтр срезает инфранизкочастотный призвук от реверберации на бочке, придавая ей больше упругости.
Фильтр 3: Подьём придаёт бочке больше силы и громкости.
Фильтр 2: Подрезан пик рабочего – теперь он звучит тише и не так противно.
Фильтр 7: Вырезаны средние частоты для менее выраженной реверберации рабочего и менее шипящего звука хэта.
Фильтр 10: Делает звук закрытого хэта менее назойливым. Я вырезал его основную частоту.

Чтобы придать партии ударных больше хлёсткости и полноты, следом за эквалайзером идёт компрессия:

Трек барабанов после обработки (mp3,762кб)

Гитары

Трек до обработки (mp3,762кб)

Исходный трек мне не понравился тем, что звук гитары был несколько «бочковатый» и невыразительный. Кроме того, гитарный трек всего один, а я привык к жёсткому панорамированию дублированных партий. Пришлось сделать искусственный даблтрек по принципу, который описывался ранее: разные повторы одной партии копировались на другой трек для имитации звучания двух гитар. Затем, треки были спанорамированы влево и вправо на 100%.
Эквализация гитарных треков
Для начала, посмотрите на анализатор спектра: избыток частот в районе, примерно 150Гц – это та самая «бочковатость». Недостаток же, в высокочастотном диапазоне – потеря в яркости инструмента.

Убираем/добавляем – здесь всё просто:

Чтобы придать гитарным партиям больше перкуссивности и динамики, после эквалайзера включен компрессор:

Гитарный трек после обработки (mp3,762кб)

Струнные

Трек до обработки (mp3,762кб)

Звучание трека струнных мне показалось странным. Партия звучит как группа смычковых с тремоло, хотя мне больше бы понравилась партия с протяжными звуками, медленной атакой и большим пространством концертного зала.
Кроме того, трек имеет большой завал высоких частот начиная с 2 кГц, делая звук мутноватым:

Поскольку в аранжировке нет бас-гитары или любой другой басовой линии, я могу смело распоряжаться низкочастотным диапазоном, заполняя его (также, это одна из причин, по которой я не стал вырезать низкие частоты у гитар).
Поэтому, я смело добавляю низких для хоть какой то глубины и высоких для (хоть какой то :) ) яркости:

Следом за эквалайзером, в цепи эффектов присутствуют реверберация и, гхм, шаффлер. Shuffler – это эффект расширения стереообраза с возможностью компенсации низких частот. Благодаря этим двум эффектам, звучание струнных стало более гладким и обьёмным.

…..

Струнные после обработки (mp3,762кб)

Голос

Трек до обработки (mp3,762кб)

Здесь, стандартная цепь эффектов: DeEsser -> EQ -> Compressor -> Reverb.
Деессер делает вокал более гладким по частотному диапазону, «укрощая» выпирающие «Ч», «С», «Ж» и «З»:

Эквализация:


Фильтр 1: удаляет ненужную низкочастотную составляющую, исключая призвуки от микрофонной стойки и компенсируя отсутствие поп фильтра.
Фильтр 5: я вырезал немного средних частот, чтобы придать звуку больше глубины. Эта настройка определена, скорее, моим вкусом.
Фильтр 8: Увеличение высоких частот делает звук ярче.

Следом, включен компрессор со стандартными для голоса настройками:

Далее, едва заметная реверберация, придающая вокальному треку обьём помещения, без ощутимого действия эффекта:

Вокальный трек после обработки (mp3,762кб)

Выходы всех треков назначены на мастер шину, в которой стоит лимитер. Он позволяет максимально увеличить громкость микса и сделать его «плотнее» без заметных искажений:

Немного о размещении инструментов в звуковом пространстве.

Всегда отталкиваюсь от простых принципов:
1. Удалённый звук, источник которого находится в глубине помещения, имеет много реверберации и звучит тише.
И наоборот:
Если источник звука находится близко к слушателю, он имеет менее выраженную реверберацию и высокий уровень громкости.

2. Чем ниже частоты, тем они ближе к центру стереообраза.
И наоборот:
Высокочастотные звуки свободно панорамируются, ухо лучше локализует высокочастотный источник.
Именно поэтому в многоканальных системах 5.1 (2.1 или 7.1 – не важно) несколько средне-высокочастотных сателлитов, расположенных вокруг слушателя, и всего один низкочастотный сабвуфер, который располагается в центре звуковой картины.

3. Добавление высоких частот, также, “приближает” звуки.  И, наоборот, если “срезать” достаточно высоких частот,  звук станет менее ярким (приглушённый = отдалённый).

Отсюда и обоснование моего сведения:
Барабаны в центре.
Отсутствие реверберации на всех треках (кроме вокала и струнных), максимально приближает все звуки. Создаётся впечатление, что инструменты звучат прямо из динамиков.
По моей задумке, струнные звучат фоном. Поэтому содержат много реверберации, что имитирует их расположение за остальными инструментами.
Вокал всё же имеет немного реверберации. Именно столько, чтобы придать голосу естественности, но не сделать его удалённым от слушателя.

Мой вариант сведения (mp3,762кб)

Скриншот проекта целиком:

При сведении я использовал эффекты из сборок Waves Diamond Bundle и Sonitus FX, а так же, лимитер Waves L3, и Cakewalk Sonar в качестве хоста для всего этого (DAW). Отмечу, что я не делаю акцент на использованных программах или оборудовании - мой выбор определён, скорее, личными предпочтениями и возможностями.

Метки: , , , , ,

Эта запись была опубликована 28.09.2008 в 19:51. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

Поделиться с друзьями:

12345 средняя оценка: 4.43

48 комментариев к “Сведение музыки. Практика.”

  1. Амурский Пишет:

    Макс, прослушав сведённый тобой трек, я был весьма впечатлён. Я тоже занимаюсь музыкой, но немного в другом жанре т.е. рэпом. вот наша песня http://www.realmusic.ru/songs/395390/ .
    можешь ли ты дать советы и критику, как более опытный в вопросах сведения ?

  2. Admin_Max Пишет:

    Амурский, там то же самое, что и в этой статье: не хватает “силы”, “яркости” и “уверенности”. На эти параметры и ориентируйтесь в звуке. И если чего-то нехватает, здесь может быть одно из двух: звук такой изначально (неправильно записан, подобран не самый удачный сэмпл и т.д.), или, такое звучание появилось в результате сведения (крутили “не те” ручки, вырезали много лишнего, увлёкшись сведением и т.д.).
    Совет простой. Послушайте студийные записи профессиональных исполнителей и сделайте так же. Да, вероятно на это уйдёт время и силы, но и результат будет соответствующий. Практикуйтесь.

    p.s. дополнил статью, включив каждый трек “до” и “после” обработки. Теперь статья более полно передаёт все изменения, которые происходят при сведении.

  3. FILLosov Пишет:

    Admin_Max
    Спасибо за развернутый ответ, многое стало понятно и приходится признать, что начинать нужно было с музыки, и только потом заниматься вокалом. Хорошо когда можно получить грамотный ответ. Надеюсь что в наших начинаниях Вы нас не бросите.

  4. Миша Пишет:

    Люди, ну это же полный пиздец.. Словно торговец с базара дает юридические консультации.. А ведь люди читают и воспринимают всерьез…

  5. Admin_Max Пишет:

    Миша, что не так со статьёй? Обоснованно, пожалуйста.

  6. talion_master Пишет:

    Кстати не отходя от темы даны 2 треки, просто скажите что вам не нравится
    http://www.realmusic.ru/metalion

  7. Вадим Пишет:

    на вокале избыток компресси,звучит все мутно

  8. talion_master Пишет:

    Всё мутно - про вокал или же про все инструменты в обоих треках???

  9. Admin_Max Пишет:

    talion_master, как ни странно, мне наоборот показалось маловато компрессии на вокале - местами он “проваливается” в миксе, кое где не слышны согласные. всё звучит мутновато, вероятно из за большого количества ревера, также, я бы сделал барабаны погромче.

  10. talion_master Пишет:

    Ок надо попробовать. А что на счет инструментов?? Я так понял что вполне устраивает (кроме громкости барабанов) кстати писал их в Reason 3. Использовал стороннюю библиотеку.
    На счет ревера - это да его там много) Особенно вокалисту нравится больше ревера - он и сводил. Мы будем пересводить и мастерить. Хотелось бы на пробных вариантах найти то что надо.

  11. FILLosov Пишет:

    Миша
    Извините, но вы как человек с Вашего рынка кричите, как маленький мальчик тут же прячась в толпе. Нет в Ваших словах ни капли уважения не только к людям, но и к себе в первую очередь.
    Были заданы конкретные вопросы, на которые был дан действительно развернутый ответ. На данном сайте Admin_Max действительно помогает, а не делает умный вид с важным покачиванием головы. Есть куча сайтов посвященных музыке, где много общения, но мало помощи. Уроков полезных в своем исполнении действительно мало. Поэтому, плюнув своими словами в людей Вы невольно окатили только сами себя..( Чтобы не засорять форум в дальнейшем просьба писать только по делу.)
    P.S. нашел ссылку на фильм полностью на русском. Действительно хороший фильм
    ( НЕ РЕКЛАММА)
    ANDI VAX “CЕКРЕТЫ СВЕДЕНИЯ” Бесплатное (НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ ) видео обучение секретам сведения танцевальной музыки. Авторы 80% теоретических материалов: Jo0hn (RMM) и Andrew_S (625-NET.RU).
    Все музыкальные фрагменты, треки и примеры (с) Андрей Вахненко aka ANDI VAX
    http://www.udma.com.ua/academy/ANDIVAX-MixingSecrets_Video_Tutorial/AndiVax-Mixing_Secrets_RUS.rar

  12. Максим Пишет:

    Зацени пожалуйста, что сделано не так
    http://files.realmusic.ru/download/513879/mastawolff_-_mi_v_dpochiva_m.mp3

  13. Максим Пишет:

    а где мой пост ?

  14. Admin_Max Пишет:

    Максим, не прослушиваются согласные буквы “с” совсем. вероятно, чтото с эквализацией намудрили.

  15. Максим Пишет:

    Есть просьба, можно тебе выслать капу ты б ее обработал и скинул скриншоты

  16. Максим Пишет:

    И уже весь рэп обрабатывал по твоим рекомендациям, а скинул бы необработанную капу.
    Был бы весьма признателен )

  17. Admin_Max Пишет:

    Макс, сожалею. У меня слишком мало свободного времени.

  18. burton-fzz Пишет:

    о а статья прям совсем свежая

    записывал знакомых, и у них всё так мудрено что я решил искать помощи по сведению в инете. и нашёл этот сайт. вот сейчас почитав советы увидел свои некоторые ошибки, особенно в плане вокала, который я обычно не записывал(сам инструментал обычно пишу) вот подумал и почитав статью буду переделывать теперь

    а советы действительно дельные, спасибо Максим)

  19. blizhni_svet Пишет:

    Абсолютно согласен с FILLosov-ом. Далеко не многим дано грамотно всё объяснить, пример тому кстати небезызвестные Петелины. Читаю - нихера не понимаю (профессоры же, блин!!!). Год назад Радзишевский (websound.ru) выпустил свою “основы аналогового и цифрового звука” - пишет о том же, только всё понятно и просто.
    Моё мнение - отличная статья, звуковые примеры все в тему. Спасибо.

  20. S to the A Пишет:

    Статья прекрасная! Только подскажите пожалуйста мне, новичку, какую программу использовали в статье (это sonar 7 ?), и использовались ли какие-то плагины, если использовались, то какие. Подскажите пожалуйста друзья, заранее спасибо.

  21. Admin_Max Пишет:

    Сонар 7. В конце статьи написано, какие плагины были использованы.

  22. blizhni_svet Пишет:

    Admin_Max, два микровопроса к Вам:
    1. Вы пользуетесь сонаровским анализатором спектра, потому что он в “комплекте” и приводится в этой статье только в качестве примера, или он в принципе Вам нравится? (если сравнивать его, допустим, со spectra lab)
    2. Вопрос не к теме наверное: у одного товарища читал - к разным трекам одной композиции делать посылы реверберации с одними и теми же параметрами (размер помещения, уровни АХЧ), раз музыканты играют в одном помещении, значит и реверберация должна быть одинаковая. Это вообще нормально, к примеру, к электронной музыке, или ерунда в принципе?
    p.s. : сижу сейчас в golden ears на эквализации, до реверберации пока не добрался, может вопрос сам собой отпадёт.
    p.p.s. : кстати сказать - хорошие курсы тренировки ушей. Если у кого езь интерес - могу попробовать выкинуть на deposit.

  23. Admin_Max Пишет:

    1. В статье выше - Waves PAZ Analyzer. сонаровский анализатор не использую, у меня он “тормозит” при высоком разрешении - это раздражает :) . А PAZ Analyzer - скорее привычка. С другими не сравнивал, хотя некоторое время использовал анализаторы от Voxengo и IXL.
    2. Одна из поговорок звукоинженеров: “Всё, хорошо, что хорошо звучит”. Если звук устраивает, то почему бы и нет. Но, например, я никогда не буду делать посыл с рабочего барабана и вокала на один ревер - здесь у одного эффекта разные задачи (для барабана “комнатный” звук - для бОльшей плотности, для голоса же, наоборот - большое помещение с “ярким отзвуком”). Также, один и тот же эффект на нескольких инструментах может сделать звук “мутным”, смешивая несколько источников звука и добавляя свой отзвук помещения…

  24. viteku Пишет:

    Admin_Max, добрый день! Большая просьба послушать и сказать (может совет как делать), что не так в записи… Спасибо!!
    http://www.filehoster.ru/files/bu0692

  25. Graal Пишет:

    МММ. Честно скажу, музыка суперски сведена но вот что то голос совсем не воспринимается… вот

  26. viteku Пишет:

    Спасибо, если можно скажите что с голосом не то…

  27. TeRatroN Пишет:

    viteku, стукнись мне 221828147 (в плане контактов форум действительно будет полезен…)
    В целом запись очень даже хороша.

  28. true-expert Пишет:

    Всем привет.скажите пожалуйста в чем музыку можно свести? я только в sound forge знаю. и если можно ссылку на какую нибудь статтью про эту программу.

  29. коша Пишет:

    пролистал статью… ну это не сведение в чистом виде… а скорее один из этапов мастеринга…
    для сведения пропущена такая большая часть, как частотная совместимость инструментов…
    совместимость в МОНО…
    и это некоторое УПУЩЕНИЕ…
    хотя как вариант общего рассуждения на тему Пример сведения вполне…

  30. viteku Пишет:

    Admin_Max, по возможности все-таки взгляните-
    http://www.filehoster.ru/files/bu0692
    Заранее признателен!!!

  31. Admin_Max Пишет:

    viteku, да я сразу послушал. Просто нечего сказать было :) Нормальный звук, грубых ошибок не слышно. Вероятно, можно посильнее компрессировать голос, для более плотного вокала. Также, возможно, чуть более, чем следовало бы, вырезано низких в гитарах с перегрузом - я бы сделал их помощнее. По спектроанализатору - бас “выпирает” на 70Гц, я бы прибрал немного.
    Это всё нюансы. Важнее, не испортить нормальную запись, увлёкшись сведением. Удачи!

  32. viteku Пишет:

    Admin_Max, спасибо за внимание!!

  33. Graal Пишет:

    Максим. Вопрос следующий а есть такой сайт на котором есть исходники чтобы посводить.

  34. Admin_Max Пишет:

    На сколько я знаю - нет. Но я где то видел ссылки на исходники песен Queen и Боба Марли. На rmmusic.ru, если не ошибаюсь…

  35. Евгений Пишет:

    Уважаемый Admin Max.. Я занимаюсь музыкой (Любитель).. Сочиняю и записываю музыку в стиле Metal. Прочитав выше опубликованную статью и услышав конечный результат я был в восторге от твоего мастерства… Как добиться такого результата начинающим???

    Проблема 1. Незнание для чего какой плагин нужен (например ревербирация, компресор и т.д.)
    Не мог бы ты в какой нибудь статье рассказать какими ты плагинами пользуешься и детально описать их возможности и принцыпы работы с ними… что для чего куда нужно крутить….. для того что бы добиться того или иного….

    Хотя бы чтото для начала..Если несложно )

  36. Admin_Max Пишет:

    Евгений, для хорошего сведения достаточно компрессора и эквалайзера. Статьи о компрессии и эквализации уже есть: http://recording-studio.ru/2008/05/15/kompressiya-v-kartinkah-primenenie-effekta/ и http://recording-studio.ru/2008/07/24/ekvalizatsiya-osnovnyie-printsipyi/ соответственно. Всё остальное приходит с практикой. Просто слушайте записи, которые хорошо звучат и делайте так же :) Всё просто. И, если первые несколько лет будут сложности с пониманием чего-либо, потом станет проще.
    На счёт статьи - она выше. А пониманию процесса сведения/записи посвящён весь сайт.

  37. Евгений Пишет:

    Спасибо

  38. Nguingm Пишет:

    В данном примере сведения голос плохо прослушивается, гитара его забивает. Не будь отдельного трека с вокалом, слова трудно было бы разобрать. Есть подозрение, что при введении в микс баса, он может потеряться совсем.
    Еще “С” я бы активнее придавил.

  39. Admin_Max Пишет:

    Спорить не буду, ибо, каждый сделает по своему, и всегда найдётся кто-нибудь, кто найдёт недостатки. Нет предела совершенству :) На счёт “С” - я остерегаюсь его сильно прибирать - разборчивость страдает.

  40. Василий Пишет:

    А почему при сведении никак не учитывался фактор совмесного звучания инструментов?..я имею ввиду перекрытие одного другим в ЧД. Для меня этот вопрос наиболее сложен в практике. Я делаю так :слушаю микс,если не слышу проблем- ни трогаю эквалайзеры. если же,слышу перекрытие одного инструмента другим:
    - меняю панораму более высокочастотного инструментаь (точно не баса ,не рабочего барабана и не кика) ..при необходимости ставлю расширитель стереобазы в разрыв инструмента
    - если,предыдущее не помогло и если это возможно транспонирую один из инструментов на октаву вверх.
    - и если уже это все не помогло вот тогда, смотрю на анализаторы спектра и начинаю немного крутить ручки эквалайзера..и вот тут сталкиваюсь с жесткими компромиссами выбора наименьшей потери звучания инструментов. Любое вырезание области- меняет кардинально звучание (тело) любого синта. но,компромисс всетаки, искать приходится.
    - отчасти может помочь компрессия. Но,только компрессия помойму,не может решить частотных конфликтов.

  41. Admin_Max Пишет:

    Василий, почему же не учитывается… Поскольку микс не полный, отсутствие баса восполнено соответствующей эквализацией.

  42. Павел Пишет:

    Большое спасибо за статьи

  43. Антон Пишет:

    статья, как и все остальные - просто как параграф из учебника. супер.
    но тут вот какое дело: если инструменты в записи где-то как-то некачественные, то это, пусть даже стыдливо опустив глаза, можно простить. но если голос некрасиво звучит, то об этом скажут все. типа:” што-што ты там поёшь?”
    так вот. нельзя ли поподробней написать статью о записи, обработке и т.д. ВОКАЛА. начав со слов:” я беру такой-то микрофон и нажимаю запись”. желательно вот с такими же мр3 примерчиками. сможете?

  44. Admin_Max Пишет:

    Да вроде уже есть: http://recording-studio.ru/2008/06/23/obrabotka-vokala-plaginyi-praktika/ :)

  45. ZADOR Пишет:

    Admin_Max, вот с плагинами и хостом понятно, а вот какими девайсами вы пользуетесь, ну там мониторчики, наушнички ,АЦП какие? Ведь от этого качество сведения тоже НЕ МАЛО зависит. Спасибо.

  46. Антон Пишет:

    я, короче, дурак. там ТАКИМИ большими буквами написано “вокал” и прочие дренаги…
    просто я потерялся. столько информации, и все так интересно! жуть..

  47. Admin_Max Пишет:

    ZADOR, будете смеяться, но у меня нет студийного оборудования… Модифицированные колонки SOLO-2, наушники AKG K-55 и звуковая карта Audigy2.

  48. Admin_Max Пишет:

    Дальнейшее обсуждение - на форуме: http://forum.recording-studio.ru/index.php?topic=21.0